Министерство обороны США придумало, как двоечников превратить в отличников
NIH Image Gallery. In vitro образование новых связей между клетками мозга после добавления к нейронам белка GDF10

Министерство обороны США придумало, как двоечников превратить в отличников

Мы привыкли думать, что центральная нервная система (головной и спинной мозг) – «главная», что именно она управляет с помощью периферических нервов остальным телом – мышцами, внутренними органами. Но, кажется, бывает и наоборот – воздействуя на периферические нервы, можно управлять некоторыми функциями центральной нервной системы. По крайней мере, так утверждают сотрудники Агентства передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA). В отличие от других начинаний DARPA в области нейронауки, в этом проекте предполагается не восстанавливать утраченные функции, а вывести их за пределы нормальных человеческих возможностей.

Нервные клетки «общаются» между собой с помощью синапсов – это места контакта клеток, специально «оборудованные» для передачи нервного импульса. Синапсы бывают электрические, когда из клетки в клетку переходят ионы, или, чаще, химические – когда специальные вещества – нейромедиаторы высвобождаются пресинаптической мембраной клетки-«передатчика», а затем воспринимаются рецепторами постсинаптической мембраны клетки-«приемника». Синапсы могут изменяться: их количество и размер, количество рецепторов на постсинаптической мембране, сила синаптической передачи и т.п., и это называют синаптической пластичностью. Изменения могут сохраняться в течение времени – от минут до десятков лет и лежат в основе таких феноменов как обучение и память.

Новая программа DARPA с аббревиатурой TNT (Targeted Neuroplasticity Training) нацелена на активацию синаптической пластичности, ускорение процессов перестройки нейронных связей в ответ на получение нового опыта, в результате чего повысится темп и эффективность обучения, навыки будут дольше сохраняться. Для Министерства обороны США важно, что снизится стоимость и продолжительность подготовки специалистов – таких как шифровальщики, специалисты по анализу разведывательных данных, по иностранным языкам.

Практически – и в этом состоит техническая сторона программы – будет разработано неинвазивное устройство, стимулирующее через кожу, в определенных точках, периферические нервы. По словам руководителя проекта Дуга Вебера (Doug Weber), недавние исследования показали, что такая стимуляция может активировать связанные с обучением области мозга, вызывая высвобождение биологически активных веществ, участвующих в преобразовании нейронных связей в ответ на получение нового опыта.

Вебер уточнил, что о физиологических механизмах явления пока известно мало, но можно рассматривать его как способ еще раз открыть "критический период" – так называют периоды развития ребенка, когда мозг имеет повышенную пластичность и ребенок легко всему учится. Научная часть программы и будет посвящена изучению того, как стимуляция периферических нервов влияет на синаптическую пластичность, как регулируются мозгом процессы обучения, как их форсировать, но при этом избежать возможных побочных эффектов.