Каннибалы или ритуалы?
Некоторые люди и в наши дни поедают себе подобных. Помимо экстремальных ситуаций, когда иначе – голодная смерть, людей едят представители отсталых племен, которые до сих пор можно обнаружить на Земле, либо с гастрономическими или религиозными целями, но таких считают, скорее, душевнобольными.
«Диагноз» каннибализма древних гоминид ставится на основе обнаружения в археологических находках специфических повреждений скелета – это, например, отверстия в черепе, предназначенные, чтобы добраться до мозга, или следы термической обработки. По характеру повреждений археологи могут попытаться определить, был ли акт каннибализма совершен именно ради утоления голода или же имел ритуальную окраску. Например, предположить случай ритуального каннибализма можно, если у найденного скелета обнаружены царапины только на черепе. Но все же интерпретация таких данных больше похожа на гадание.
Археолог Джеймс Коул (James Cole) из университета Брайтона (Великобритания) заинтересовался проблемой с немного неожиданной стороны. Он решил выяснить, какова целесообразность поедания людьми себе подобных с точки зрения энергетической ценности продукта. Коул воспользовался данными трех работ, выполненных в 1945-1956 гг., когда для каждого органа или части тела четырех умерших человек была подсчитана средняя масса и калорийность. Затем он сравнил эти данные с цифрами предполагаемой калорийности мяса представителей фауны плейстоцена, периода, когда древние люди еще охотились на мамонтов.
Выяснилось, что по сравнению с теми же мамонтами и другими крупными животными, например, шерстистым носорогом или оленем, которых люди активно употребляли в пищу в те времена, мясо человека имеет значительно меньшую питательную ценность. Конечно, человек ел и еще менее калорийное мясо, например, птицу или рыбу, но и охотиться на активно сопротивляющегося собрата труднее и энергетически более затратно, чем ловить рыбу.
На этом основании Коул сомневается в утилитарной целесообразности каннибализма и считает, что мотивация к поеданию себе подобных у древних людей была гораздо шире, чем необходимость утолить голод, что большую роль играли социальные и культурные факторы. Например, каннибализм мог быть демонстрацией контроля над территорией или церемонией воздаяния должного умершему человеку. При этом Коул признает, что могли быть и случаи поедания уже умерших людей из соображений: не пропадать же добру.
Фото: https://en.wikipedia.org
Подготовила Мария Перепечаева