Личное пространство измеряется дозой дофамина?
Drosophila melanogaster

Личное пространство измеряется дозой дофамина?

Есть такое понятие – «личное пространство». Большинству из нас знакомо неприятное ощущение, когда это пространство нарушается при общении – человек подходит к тебе слишком близко. Бывает и наоборот: тебе хочется быть ближе, но не пускают. О механизмах, которые и определяют это «слишком близко» или «слишком далеко», до сих пор мало что известно. Ученые из США и Канады попытались узнать больше об этом поведенческом феномене, выбрав в качестве объекта «рабочую лошадку» генетиков – плодовых мушек-дрозофил (Drosophila melanogaster).

Известно, что в социальном поведении многих организмов участвует система нейромедиатора дофамина, более известного как «гормон удовольствия», который обеспечивает функционирование системы вознаграждения. Поэтому исследователи создали дрозофил с мутациями в гене, который отвечает за синтез дофамина. В результате в организме одних дрозофил этого вещества вырабатывалось больше, а других – меньше. Следующие экспериментальные группы составили обычные мухи, которым добавляли в пищу химические соединения, повышающие или понижающие естественный уровень биосинтеза дофамина в организме.

Всех этих подопытных рассадили по разным «жилищам», а затем замеряли расстояние между особями, сравнивая с контрольной группой, которую никаким воздействиям не подвергали.

Оказалось, что изменение уровня дофамина действительно, хотя и с вариациями, влияло на степень взаимодействия насекомого с другими особями. У мутантных мух, у которых дофамина вырабатывалось мало, расстояние между особями увеличивалось. У тех, у кого гормона вырабатывалось много, результаты были неоднозначными: расстояние между самцами уменьшалось, а у самок увеличивалось. При этом этот эффект наблюдался лишь в светлое время суток. У обычных дрозофил, получавших специальные препараты, социальная дистанция увеличивалась у особей обоего пола и при любом изменении уровня дофамина.

Сейчас ученые собираются изучить влияние на уровень дофамина социальных сигналов и понять, что происходит в промежутке между высвобождением нейромедиатора и изменением поведения особей.

Проблемы с личным пространством – это не только необщительность или жгучее желание отодвинуться от назойливого соседа. Изменение восприятия личного пространства ассоциировано с такими психическими заболеваниями, как шизофрения и расстройства аутического спектра. Ученые считают, что если удастся разобраться в молекулярных и физиологических механизмах этого явления, мы подойдем ближе к пониманию развития этих тяжелых заболеваний.