• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
156
Ученик спит, а учеба – идет!
Физиология

Ученик спит, а учеба – идет!

Идея, что можно учиться во сне, очень привлекательна, и не только для лентяев. Но хотя ученые неоднократно обращались к этой теме, эксперименты давали противоречивые результаты. И кажется, теперь ясно, почему: оказалось, что мозг может обучаться лишь в определенные фазы сна..

В структуре сна выделяют две основные фазы: «медленный» сон и «быстрый». Медленный сон принято подразделять на несколько стадий: начальная – засыпание, дремота; затем – неглубокий (легкий) сон, имеющий определенные электроэнцефалографические маркеры, после которого наступает глубокий сон. После медленного сна наступает фаза быстрого, названного так потому, что в это время наши глазные яблоки быстро движутся, – именно в этой фазе мы видим сновидения.

О связи сна и высших мозговых функций, в частности, памяти, известно давно. Например, согласно гипотезе консолидации, во время сна мозг «проигрывает» ранее полученную информацию, которая отправляется на долговременное хранение в коре головного мозга. А гипотеза синаптического гомеостаза предполагает, что во время сна происходит избирательное ослабление проводимости синапсов – зон контакта между нейронами, перевозбужденных за время бодрствования. В это время информация сортируется на важную и неважную. Было даже установлено, что консолидация происходит во время легкого медленного и быстрого сна, а синаптическое ослабление – во время глубокого медленного. Однако о том, как сон и связанные с ним процессы в мозге в конечном итоге влияют на способность к обучению, известно было очень мало.

Группа французских ученых предложила испытуемым-добровольцам прослушивать записи белого шума, в которые были вставлены несколько выделяющихся звуков, которые было не просто опознать. Эти записи участники эксперимента прослушивали перед сном, а также позже во время разных фаз сна, которые определялись по электроэнцефалограмме. Утром испытуемые снова прослушивали записи и пытались опознать необычные звуки. Для контроля им давали прослушать и незнакомые записи.

Оказалось, что наиболее успешно с задачей справлялись те участники, кто ночью прослушивал записи во время легкой стадии медленного сна и быстрого сна. А вот глубокий медленный сон в этом смысле был «вреден»: у таких испытуемых способность вычленять из шума нужные звуки утром была хуже, чем до засыпания. Эти результаты подтвердились электроэнцефалограммой: во время стадий быстрого и легкого медленного сна наблюдались изменения, специфичные для процесса обучения, которых не было во время глубокого сна.

Могут ли новые данные иметь какое-либо практическое применение? Пока об этом говорить трудно, но ученые не исключают, что когда-нибудь в будущем могут появиться пособия для подобного обучения. В конечном счете, если когда-нибудь проблема регистрации фаз сна будет решена просто и дешево, не так уж трудно будет настроить свои девайсы зачитывать в нужное время очередную главу из учебника.

Фото: https://www.flickr.com

Подготовила Мария Перепечаева

.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments