Новый антибиотик найден буквально «под носом»
Медицина
Нейтрофил человека, пожирающий MRSA – метициллин-резистентный золотистый стафилококк. Сканирующая электронная микроскопия. Фото Institute of Allergy and Infectious Diseases (NIAID)

Новый антибиотик найден буквально «под носом»

Когда в медицинском арсенале появились первые антибиотики, казалось, что проблема инфекций решена. Но быстро выяснилось, что микроорганизмы легко адаптируются и приобретают устойчивость (резистентность) к антибиотикам. По мнению ученых этот процесс приведет к тому, что через десять лет от инфекций, устойчивых к антибиотикам, будет умирать людей больше, чем от рака.
Уже сейчас много проблем создает золотистый стафилококк с его множественной лекарственной устойчивостью (метициллин-резистентный золотистый стафилококк, MRSA). Число инфицированных модификациями «обычного» золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus), резистентными ко многим антибиотикам, неуклонно растет.

Многие антибиотики в свое время были выделены из обитающих в почве бактерий актиномицет, то есть обнаружены при исследованиях образцов почв. Ученые из Тюбингенского университета (Германия), занимаясь поисками агента, способного убивать устойчивый к антибиотикам золотистый стафилококк, нашли его гораздо ближе. Сначала они задались вопросом: почему бактерии золотистого стафилококка обнаруживаются в носу только примерно тридцати процентов людей? Оказалось, что у остальных семидесяти процентов на слизистой оболочке носа обитает конкурирующая бактерия, Staphylococcus lugdunensis, производящая вещество, названное лугдунин (lugdunin), тиазолидин-содержащий циклический пептидный антибиотик.

В экспериментах лугдунин оказался активным против большого спектра патогенных микроорганизмов, и, в том числе, показал бактерицидную активность в опытах на мышах, зараженных золотистым стафилококком. И важно то, что бактериям золотистого стафилококка пока не удалось выработать устойчивость к лугдунину.

Новый антибиотик пока тестировался только на животных – относительно его безопасности для клеток человека мнения ученых расходятся.

Поскольку исследования только начались, утверждать что-то определенное пока рано, но авторы работы надеются, что лугдунин окажется не слишком токсичным.

Если дальнейшие исследования определят чрезмерную токсичность антибиотика, можно попытаться его модифицировать, уменьшив негативные эффекты и сохранив свойства, полезные в борьбе с устойчивыми к антибиотикам инфекциями.

Фото: https://en.wikipedia.org