• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
6164
О чем мечтает Ирина Травина ... после СИИС

О чем мечтает Ирина Травина ... после СИИС

Умные светофоры, медицинские карты без неразборчивого почерка лечащего врача, наукополис, свободный от законодательных ограничений, – какие технологии изменят жизнь города?

Председатель совета директоров ассоциации «СибАкадемCофт», генеральный директор «СофтЛабНск» Ирина Травина рассказала корреспонденту журнала «НАУКА из первых рук» о том, какие сферы Новосибирска обделены IT-технологиями, а какие продукты, наоборот, делают его передовым, сможет ли опыт немецких разработчиков решить проблему пробок, как бороться с экспортом стартапов, а также о том, какие идеи представителей Новосибирского государственного университета были отмечены на программе «Форсайт-Флот-2016»

В этом году «СибАкадемCофт» организовал восьмой форум «Индустрия информационных систем» (СИИС), поставив перед сибирскими ИТ-специалистами серьезные задачи – улучшить при помощи технологий каждую сферу городской жизни: ЖКХ, медицину, транспорт. Такие цели достигаются в долгосрочной перспективе, но сейчас началось ли какое-то движение?

Ирина Травина, организатор форума СИИС-2016, председатель совета директоров ассоциации «СибАкадемCофт»На форуме мы поднимали множество актуальных для города тем: это и транспортный вопрос, и технологии «умных городов», и законодательные препоны, мешающие «входу» технологий в городскую жизнь, здоровому росту ИТ-компаний. Говорить о краткосрочных результатах форума сложно, потому что поставленные нами задачи решаются не за день и даже не за год. В таком деле главное не «заговорить» тему, а начать действовать.

На СИИС выступала германо-российская компания A+S, работающая в области транспортного моделирования. На примере транспортной модели Москвы и Московской области они показали, как при помощи оптимизации светофорного движения в режиме реального времени решаются проблемы пробок. После форума у нас состоялся диалог с областным правительством, и мы совместно создали пилотный проект по транспорту – A+S поработает на местном объекте и если докажет эффективность технологии для Новосибирска, то, вполне возможно, это выльется в большой контракт. Чтобы нарастить собственные компетенции, с A+S будут работать и несколько местных компаний.

Тут есть проблема, не связанная с ИТ. Технологических решений хватает – мы, например, нашли разработчика из Новосибирского государственного университета, который занимается оптимизацией светофорного движения с алгоритмами на основе нейросетей. Но протестировать программу, доказать ее эффективность мы не можем – нет практических данных. В Новосибирске они плохо собираются, а те, что есть, разобщены: муниципалитет собирает для себя, областное правительство для себя. Даже светофоры поделены между городом и областью. Почему технология A+S работает в столице? Потому что там полную информацию по трафику собирает некоммерческая организация «Московский транспортный узел». У нас чувствуется сильная ведомственная разобщенность, и это серьезная проблема на пути решения вопроса с пробками.

Модель Московского транспортного узла создана компанией A+S в 2012 г. Модель основана на геоинформационной расчетно-аналитической платформе для интеграции транспортных и телематических данных TransInfo. Система собирает все разрозненные транспортные данные, анализирует их и управляет транспортными потоками в режиме реального времени. Модель Московского транспортного узла включает информацию о 17 видах транспорта, более 2000 маршрутов ОТ, 15 000 остановках ОТ, отслеживает 2 800 транспортных районов, включает 171 000 зданий, адресную базу, количество жителей и рабочих мест по каждому зданию и др. Основные функции: отображение и прогнозирование ситуации на улично-дорожной сети на основе данных динамической транспортной модели, детекторов транспорта, трекинга ТС и информации о событиях (ДТП, ремонтных работах, перекрытиях и т. д.); баллы загруженности УДС; предоставление топографического анализа для выявления мест концентрации ДТП; отображение информации об объектах, входящих в состав ИТС (табло переменной информации, камеры телеобзора, детекторы) и др.

Есть и другие организационные вещи, которые нужно решить прежде, чем запускать технологию. Например, у нас не каждый муниципальный автобус оснащен датчиками, а чтобы таксисты их поставили, нужен нормативный акт.

Технология связана с оптимизацией светофорного режима: в зависимости от трафика, ситуативного потока интеллектуальная транспортная система перестраивает работу светофоров, в режиме реального времени выбирает подходящий режим. Делается это на основе данных по всему городу, а не одной конкретной пробки. Только за счет оптимизации светофоров ситуация на дорогах может улучшиться на 25%. Это много. Не говоря уже о том, что есть технологии создания реверсивных знаков. Но повторю – мало придумать технологичное решение, нужно подготовить почву для его внедрения.

Для сферы ЖКХ технологий много, но нужна их серьезная проработка. Тема живая, и она пошла: мы планируем работать с управляющей компанией «СПАС-Дом», у которой около тысячи домов в управлении (порядка 140 тыс. жителей) – попытаемся понять, какие технологии помогут снизить издержки и повысят качество обслуживания. Поработав с ними, составим общую картину потребностей этой сферы.

С внедрением технологий в сферу транспорта все плохо, в ЖКХ – тоже. А есть в Новосибирске примеры позитивной работы ИТ на благо города?

Яркий пример, который выводит Новосибирск на передовые ИТ-рубежи, это приложение «Мобильный Новосибирск», которое было создано четыре года назад по заказу департамента связи и информатизации мэрии горда Новосибирска. Изначально приложение задумывалось как инструмент для общения горожан с мэрией: оно позволяло отметить несанкционированную свалку, пожаловаться на разбитую дорогу. В общем, долгое время это была «жалобная книга». Но потом в департаменте поняли, что у них в руках мощная платформа с серьезным потенциалом для оптимизации работы самой мэрии. То есть приложение «Мобильный Новосибирск» – это небольшое публичное приложение данной платформы. Мэрия начала наращивать не публичные слои, которые сокращают время на обработку информации различных департаментов. Развивается дальше и карта для жителей города, на ней можно найти огромное количество полезных вещей.

Приложение «Мобильный Новосибирск» позволяет жителям города отправлять сообщения о проблемах, обнаруженных в сфере городского хозяйства, и просматривать на карте города информацию о социальных объектах, отключениях систем жизнеобеспечения и парковках.  Вверху: на картинке отображены плановые и аварийные отключения горячей воды в Новосибирске. Внизу: бесплатные открытые парковки города

Moy_NSK_3.jpg

Пока количество пользователей небольшое (порядка 16 тыс. жителей). Тема развивается, и мы считаем, что это одно из лучших внедрений в Новосибирске, аналогов которому в России нет.

А когда у жителей города появятся электронные медицинские карты, и мы перестанем мучиться, разбираясь в почерке врачей?

Медицина – сложная тема, туда просто так со своими технологиями не зайдешь. Начнем с того, что в России медицина государственная, частные медицинские центры не каждому по карману. Поэтому большинство лечится в муниципальных клиниках, где технологический уровень низкий, и как менять ситуацию, мне непонятно. Быстро пересадить за компьютеры врачей, которые привыкли заполнять карточки от руки, не получится, да и этого мало. С карточками вообще постоянная неразбериха. За жизнь у человека набирается целая библиотека медицинских карт, которые хранятся там, где он когда-либо лечился. Полная информация об анамнезе не собрана в одном месте, и собрать ее при необходимости сложно – частные медицинские центры считают карточки своей собственностью.

Пример технологии, которая решила бы много проблем, упростила жизнь и пациенту, и врачу, - создание универсальной электронной карты. Но такие вещи решаются на федеральном уровне. Насколько мне известно, нормативные акты по этому вопросу принимаются.

Еще одна область развития технологий – работа с товарами для здоровья, которые год от года набирают популярность. Это шагомеры, пульсометры, гаджеты мониторинга сна, счетчики калорий. Основатель Alawar Александр Лысковский на форуме СИИС рассказывал о приложении Welltory, которое собирает данные о параметрах здоровья и самочувствия в одном месте и выдает рекомендации по улучшению эмоционального, физического состояния. Такие частные проекты активно развиваются, потому что люди переживают за свое здоровье, это всегда актуально. Но дальше рекомендаций по вопросам улучшения сна, похудания, снятия стресса они вряд ли уйдут, потому что диагностирование – дело врачей, а также серьезная ответственность за последствия от неправильного диагноза.

Персональный аналитик здоровья Welltory собирает информацию о самочувствии пользователя, которая поступает с различных гаджетов: тонометров, «умных будильников», счетчиков калорий, датчиков загрязнения воздуха и др. Данные собираются 24 часа в сутки 7 дней в неделю и передаются персональному аналитику (экспертам-медикам), которые составляют рекомендации. Работает только на платформе iOSВесь мир, и мы в том числе, движется в сторону персонифицированой медицины, создания карт здоровья. Чтение генома человека, выявление наследственных заболеваний – сегодня есть все технологии для такой работы, и без ИТ здесь не обойтись. В Академгородке в этой области работает Институт цитологии и генетики СО РАН. Пока это направление больше исследовательское, нежели практическое, – но тем не менее.

Из частных ИТ-компаний в этой теме работает «УНИПРО». Разработчики создали курс по биоинформатике для химиков, биологов и медиков, состоящий из лекций, семинаров, практикумов, который сейчас внедряется в учебную программу трех университетов Сибирского региона, НГУ в том числе. Они же - авторы открытой платформы «ЮниДжин», где размещают и собственные алгоритмы по работе с геномом, и алгоритмы других разработчиков. Так что это уже реальность.

Но нужно не только внедрять технологии в медицину, но и вести просветительскую работу. Мы работаем над курсом лекций для студентов Новосибирского медицинского института и медицинского факультета НГУ о технологиях в медицине. Студенты будут представлять, какие сегодня существуют информационные технологии для этой сферы и, устроившись на работу, смогут создавать спрос на них. Это хороший путь, но длинный.

Внедрение серьезных информационных технологий в жизнь города невозможно без поддержки правительства. Государство успевает за развитием технологий, готово их внедрять?

Государство изначально консервативно, и оно, зачастую, запаздывает с принятием решений, но реагировать ему все равно приходится. Иногда законодательство становится барьером для развития технологий. Пример тому – закон о квадрокоптерах, который обязал проходить государственную регистрацию, сертификацию и получать разрешение на полеты беспилотных летательных аппаратов. Ладно бы закон касался больших квадрокоптеров, но он распространяется на аппараты массой от 0,25 кг. Правительство приняло закон в самой плохой редакции – фактически, запретило использовать эту технику.

На форуме СИИС мы много говорили о том, что государству и ИТ-компаниям нужен диалог, о законодательных актах, которые мешают компаниям расти. Пример – налог на добавленную стоимость. 30% объема налогового кодекса занимает глава об НДС. Это сложный, запутанный налог, и компании платят большие деньги бухгалтерам за их титанический труд. Например, у нас налоговый режим с нулевой ставкой (НДС 0) и налоговый режим без НДС – это два разных режима, и администрируются они по-разному. Неподготовленному человеку этого не понять. Для ИТ-компаний этот налог еще более запутан. Если ты продаешь программное обеспечение как лицензию на право использования, то НДС не считается. Если ты упаковываешь CD в коробку и продаешь в магазине, то с нее взимается НДС. Ценность и в том и в другом случае – право использовать лицензированный продукт, но благодаря НДС все сильно усложняется.

Есть компании, которые получают прибыль от продажи игровых артефактов внутри игр. С точки зрения налоговой этот виртуальный товар – услуга, а услуга облагается НДС.

Еще один пример: экспорт ИТ-услуги за рубеж не облагается НДС, а если компания предоставляет ее на территории России, то облагается. Как правило, место реализации услуг ИТ-специалистов – это интернет, а по налоговому кодексу РФ сеть считается территорией России.

По этой причине многие российские ИТ-компании регистрируются на западе– потому что никто не хочет тратить уйму сил на сложнейшую налоговую систему. Молодые стартапы, если создают действительно стоящую идею, вообще не заходят в юрисдикцию России, они сразу уходят за рубеж – это называется экспорт стартапа. А нужно ли нашему государству, чтобы лучшие идеи утекали из России? Чтобы центры извлечения прибыли от идей отечественных разработчиков создавались в США, Европе?

Никто не против платить налоги, но молодой разработчик не должен постоянно думать, как бы выжить и не уйти ли в другую сферу. НДС можно легко заменить налогом на продажи – он ясно и легко считается.

В этом году вы участвовали в ежегодной программе «Форсайт-Флот», организованной Агентством стратегических инициатив для разработки трендов инновационного развития страны. АСИ создано при правительстве РФ, означает ли это, что государство все-таки пытается идти в ногу со временем?

«Форсайт-флот» — формат групповой коммуникации, в ходе которой участники на кораблях «Бизнес», «Государство», «Мир», «Общество» совместно разрабатывают дорожные карты отраслевого и территориального развития и проекты по наиболее значимым и перспективным направлениям в экономике, социальной сфере, государственном управлении. Пять дней корабли идут по р. Волге от Самары в Астрахань. В «Форсайт-Флот-2016» приняла участия группа от Новосибирского государственного университета, в которую вошли И.А. Травина («СибАкадемСофт») Д.Б. Верховод (Генеральный директор Академпарка), Л.В. Татунашвили (Советник ректора НГУ по трансферу технологий и коммерциализации), Р.А. Пермяков (директор центра компетенций НГУ по смарт технологиям), М.В. Лосев (директор ЗАО «Медико-биологический союз»)

Агентство стратегических инициатив создано при правительстве РФ и, как я понимаю, его главная задача – заглядывать за горизонт и видеть технологические направления, которые в ближайшее время разовьются, докладывать о них президенту страны. Если все это будет работать, то страна сможет идти в ногу со временем, потому что будет не только видеть и задавать тренды, но и обеспечивать законодательную базу для их развития.

В этом году НГУ попал в число участников на «Форсайт-Флот», нашу группу разделили по разным кораблям. Я оказалась на корабле «Мир» в группе «экспорт». Краткосрочная задача группы заключалась в корректировке дорожной карты по поддержке экспорта продукции российских компаний. Мы дополнили существующую карту мерами поддержки. Долгосрочная задача – посмотреть в перспективе десяти и более лет, попытаться понять, куда все идет и как с этим дальше работать. Проект дорожной карты видела и считаю, это очень прогрессивный документ. Если в этом виде примут, то компании почувствуют облегчение.

Помимо основных задач на «Форсайт-Флоте», мы могли предлагать собственные проекты, которые помогут инновационному развитию. Мой проект на корабле «Мир» занял четвертое место. Я предложила идею создания сервиса «Все включено», который помогал бы компаниям легко получать деньги за экспорт своих услуг.

Когда российская компания экспортирует услуги, она сталкивается со сложной системой получения денег. Деньги из-за рубежа сначала попадают на транзитный счет банка; чтобы они перешли компании, владелец должен доказать, что они его, оформить паспорт сделки. Все это сложно и никому не нужно. «Все включено» – это акцептованный государством сервис, который «прикручивается» на сайт и решает проблемы получения денег, «очищает» их с точки зрения валютного и налогового законодательства.

Такие технологии существуют, но нужен нормативный акт, который разрешит это законодательно. Проект поддержали программный директор Флота Дмитрий Песков и Олег Бяхов (IBM). Думаю, есть все шансы эту идею реализовать. Сейчас я начала общаться с банками, выясняю, насколько это реально и какие нормативные документы ЦБ РФ мешают.

Из других интересных проектов я бы выделила идею возвращения в Россию интеллектуальной элиты, проект о терраформинге планеты и усилении культурного обмена с Китаем. Еще один проект, который я бы отметила, называется «Пикник на обочине», автор идеи – генеральный директор Новосибирского Академпарка Дмитрий Бенидиктович Верховод. Он предложил создать свободную от законодательных препон территорию, наукополис, где разработчики смогут доводить свои идеи до уровня продукта. Конечно, на выходе они должны соответствовать существующим нормам и законам рынка, но не должно быть никаких препон во время создания. Примеры таких ограничений: уже упоминалось выше про квадрокоптеры, во многих странах есть ограничения по использованию ГМО в продуктах питания, ограничения в области медицинских исследований наркотических веществ и многое другое. Вот только представьте: свободно летают квадрокоптеры, у «жителей» электронные медицинские браслеты, транспорт без двигателей внутреннего сгорания, кругом лес – это все возможно здесь и сейчас!

Подготовила Татьяна Морозова

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!