От антидепрессантов смелеют даже раки
Faxonius limosus

От антидепрессантов смелеют даже раки

Лекарства, которые мы пьем, в конечном итоге оказываются такими же антропогенными химическими загрязнителями среды, как, к примеру, пестициды или нитраты, смываемые с полей. И хотя концентрации медпрепаратов в водоемах обычно очень низки, они могут влиять на их обитателей, включая хорошо всем знакомых ракообразных

Антидепрессанты в небольших количествах часто обнаруживаются в различных водоемах: отчасти это происходит из-за их неправильной утилизации, отчасти – благодаря канализационным стокам, куда они попадают непосредственно от людей. И водные обитатели, такие как раки, регулярно подвергаются воздействию этих препаратов.

Раки вообще отличаются завидной стрессоустойчивостью, поэтому часто встречаются в водоемах даже в городской черте, где вероятность «встречи» с антидепрессантами особенно велика. Чтобы узнать, какое влияние на этих животных оказывает принудительная лекарственная терапия, исследователи из Университета Флориды на две недели поместили пресноводных колючих раков (Faxonius limosus) в искусственные ручьи, куда добавляли циталопрам в «естественных» концентрациях. Этот распространенный антидепрессант относится к группе ингибиторов обратного захвата «гормона счастья» серотонина.

Для анализа рачьего поведения исследователи использовали Y-образный лабиринт, у входа в который расположили контейнер, куда помещали участника эксперимента. Когда контейнер открывали, рак оказывался на распутье: одна дорожка испускала химические сигналы о пище, а другая – о присутствии другого рака.

Оказалось, что раки, «наевшись» антидепрессантов, вели себя более смело и быстрее выходили из укрытия. Но при этом они старались избегать стороны лабиринта, где сидел их сородич, т.е. лекарства не увеличивали их агрессию. Зато эти смельчаки проводили больше времени в поисках пищи.

Такое изменение в поведении может перевернуть устоявшийся мир ракообразных. К примеру, размер их популяции может уменьшиться за счет повышения риска стать жертвой хищника. С другой стороны, съедая больше пищи, раки могут усилить свое воздействие на окружающую среду: в рамках проведенного эксперимента особи, «сидевшие» на антидепрессантах, заметно повлияли на численность водорослей и концентрацию органических веществ в водоеме.

Практических выводов из этой работы делать не стоит – она относится скорее к научным курьезам. Проблема загрязнения среды антидепрессантами не выглядит серьезной угрозой для экосистем: по мнению ученых, нужно просто больше внимания уделять утилизации лекарств. С другой стороны, представьте себе сюр: вконец замотавшееся человечество, поголовно на антидепрессантах, и вылезающие из воды упитанные монстры, смело клацающие огромными клешнями…