• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1881
Психические паззлы
Медицина

Психические паззлы

Проблема психического здоровья становится все более актуальной. По количеству лет, прожитых с подобной инвалидностью, первое место в мире занимает депрессия: по данным ВОЗ, депрессией страдает более 350 млн человек, более 800 000 человек ежегодно погибает в результате самоубийства – это вторая по значимости причина смерти среди людей в возрасте 15-29 лет. Проект «Склонность к депрессии и функциональная организация осцилляторных сетей мозга» (Институт физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирск), направлен на исследование механизмов возникновения и развития этой патологии и на разработку способов ее профилактики и эффективной терапии.

Механизмы возникновения и развития психических заболеваний до сих пор до конца не известны, а имеющееся знание может быть неверным. Чтобы научиться выявлять склонность к расстройствам психики, обнаруживать людей из групп риска, диагностировать заболевание на самых ранних стадиях и эффективно (а с этим бывают проблемы) лечить, сначала нужно досконально разобраться в том, «как это работает». Например, считалось, что повышенная тревожность – одно из проявлений депрессии, но сейчас, проанализировав работу осцилляторных нейронных сетей мозга, удалось понять, что депрессия и тревога имеют принципиально разные механизмы.

Что и почему может произойти с психикой сельского жителя, если он переедет жить в крупный город, или наоборот, человек переедет из столицы в глухую деревню? Такие связи не всегда очевидны. Существуют генотипы, которые адаптируют человека к определенной социоклиматической среде – например, с одним вариантом гена транспортера серотонина ассоциированы навыки, необходимые для жизни в городских условиях, а с другим – наоборот. Если у человека обнаруживается генетический маркер депрессии, нужно учитывать условия, в которых человек проживает, потому что эффект гена может существенно зависеть от жизненных обстоятельств.

В последние десятилетия растет число поведенческих и неврологических расстройств у детей в процессе адаптации к школе. Большая часть этих проблем связана с неадекватной работой систем направленного внимания и регуляции целенаправленного поведения. Но можно разработать специальные тесты для оценки скорости когнитивного развития ребенка и в соответствии с их результатами давать рекомендации родителям и учителям.

Пока все это – научные исследования, и до внедрения их в практику далеко. Предстоит большая работа, пока не появится действительная возможность начинать лечение вовремя, проводить его с учетом индивидуальных особенностей организма, с доказательным подходом, с оценкой эффекта в реальном времени. Пока перед учеными большая мозаика, хотя некоторые паззлы уже собраны и часть картины видна.

Подробнее об этом читайте в свежем номере «НАУКИ из первых рук», в статье «Депрессия на острие науки» А.Н. Савостьянова

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!