Воспаление в мозге как фактор риска суицида
Самоубийство – наиболее частая причина смерти в возрасте до 35 лет, не считая несчастных случаев. Суицидальное поведение имеет много причин, и нет такой «кнопки», которая может выключить его. Одним из факторов могут быть воспалительные процессы в мозге самоубийц, и недавно ученые нашли регуляторный белок, который может играть в них ключевую роль
Ежегодно в мире регистрируется более 700 тыс. случаев самоубийств, и число их растет. Суицидальное поведение случается среди людей всех возрастных групп, включая подростков, беременных женщин и пожилых, и обусловлено сочетанием психологических, социальных и биологических факторов.
Факторами риска считают социально-экономические обстоятельства, мужской пол, травмирующие события в детском возрасте. Немалый вклад и наследственности – около 30–50%, при этом речь идет о результате работы множества генов, а не одного-двух «генов самоубийства». Суицидальное поведение тесно связано с депрессией: до 60% самоубийц имели диагноз большое депрессивное расстройство.
Ранее была обнаружена и связь суицидального поведения с воспалением, в частности с высоким уровнем маркеров воспаления в крови и спинномозговой жидкости, а в некоторых исследованиях – и в посмертных тканях мозга самоубийц.
Сейчас ученые из США, опираясь на свои более ранние работы, проанализировали ткани мозга 29 самоубийц, страдавших большим депрессивным расстройством, а также 32 человек, умерших по другим причинам. Все эти люди не принимали антидепрессанты или антипсихотические препараты, что позволило оценить молекулярные особенности этих тканей, «не замаскированные» фармпрепаратами.
В образцах был изучен клеточный транскриптом – совокупность молекул разных РНК, «считанных» с ДНК, что позволяет оценить степень активности разных генов. Кроме того, были охарактеризованы различия в метилировании (присоединении метильной группы –СН3) ДНК: этот механизм эпигенетической регуляции может просто «отключить» ген.
В результате ученые выявили в мозге самоубийц сниженный уровень активности регуляторного гена NPAS4, связанного с повышенным производством ряда воспалительных молекулярных факторов в ткани головного мозга. В этой же группе были также обнаружены 40 участков генома с измененным метилированием, 7 из которых влияют на работу генов, связанных с развитием воспаления.
В мозге самоубийц были обнаружены и признаки повышенной эксайтотоксичности. При этом патологическом процессе меняется передача нервного импульса, в клетку поступает избыточное количество ионов кальция, что ведет к ее гибели. От повреждений, вызванных воспалением, страдают и олигодендроциты – специализированные клетки, защищающие нервные волокна.
По мнению исследователей, главным регулятором патологических процессов при суицидальном поведении является белок NPAS4, но, чтобы доказать это, нужны дальнейшие исследования. Возможно, что механизмы, в которых он задействован, смогут стать новыми мишенями при разработке методов профилактики самоубийств.
Поскольку исследование проводилось на людях, страдавших депрессией, возникает вопрос: не связаны ли наблюдаемые изменения с это болезнью, а не с самоубийством как таковым? Однако в данном случае лишь небольшое число значимых генов перекрывается с уже известными генами, связанными с депрессией, поэтому биологические механизмы, определяющие активное суицидальное поведение, здесь другие.
Фото: https://www.freepik.com