Работа с инструментом улучшает языковые навыки

О важной роли, которую мелкая моторика пальцев рук играет в развитии речи ребенка, известно давно. А недавно и у взрослых была обнаружена взаимосвязь между способностями к языку и умением пользоваться инструментами

Изготовление и использование инструментов, как и появление речи, – важнейшие вехи в эволюции человека. Долгое время ученые считали владение языком особым, очень сложным навыком, в котором задействованы специальные нервные сети.

Но впоследствии эта точка зрения была пересмотрена: появились данные, что области мозга, ответственные за обработку речи, параллельно выполняют и другую задачу – участвуют в управлении мелкой моторикой. В том числе палеонейробиологи недавно выяснили, что в периоды древнего «технологического бума», когда использование инструментов резко возросло, у наших предков стали увеличиваться и области мозга, связанные с речью.

Еще в 2019 г. команда ученых из Франции и Швеции показали, что современные люди, которым особенно хорошо удается инструментальная деятельность, в целом лучше справляются с тонкостями синтаксиса шведского языка. Сейчас исследователи провели серию экспериментов с использованием фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии), позволяющей оценивать активность тех или иных отделов мозга в реальном времени.

В ходе исследования участники выполняли несколько тестов. Во-первых, им предлагали с помощью плоскогубцев вставить небольшие колышки в отверстия соответствующей формы, но по-разному пространственно ориентированные. Во-вторых, они должны были выполнить синтаксические упражнения на французском языке (считается, что способность понимать синтаксис сложных предложений – один из самых сложных языковых навыков).

Эксперименты показали, что и работа с плоскогубцами, и синтаксические упражнения активировали одни и те же области мозга, расположенные в базальных ганглиях – эволюционно старых подкорковых структурах.

Но это еще не все: дополнительный эксперимент показал, что тренировка одного навыка помогает улучшить другой. При этом было неважно, в какой последовательности шли тестовые задания: упражняясь в речи, участники улучшали свои навыки работы с инструментом, и наоборот. При этом контрольные эксперименты – работа только с инструментом или только синтаксические упражнения – дали намного более скромные результаты.

Это исследование, с одной стороны, подтверждает гипотезу о роли инструментальной деятельности в эволюции языка. С другой стороны, его результаты могут найти применение в клинической практике – для реабилитации некоторых групп пациентов с проблемами речи.

Фото: https://pixabay.com