Генетика самоубийства: обнаружен генный локус, не связанный с психическими расстройствами
Физиология

Ежегодно в мире почти 800 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а неудачные попытки случаются в 20 раз чаще. В принципе, суицидальное поведение поддается коррекции путем вовремя оказанной психиатрической помощи, но вот его биологическая основа до сих пор не вполне понятна. Ученые ищут генетические предикторы склонности к суициду, чтобы использовать эти знания для помощи таким людям

Кто же они – потенциальные самоубийцы? Среди факторов, увеличивающих риск суицида – несколько хорошо известных психиатрических заболеваний, в первую очередь большое депрессивное расстройство. Однако же подавляющее большинство психиатрических пациентов никогда не пытались покончить с собой. Среди других известных факторов риска – тяжелые соматические заболевания, особенно приводящие к инвалидности, тяжелые нарушения сна, курение и другие аддикции (зависимости), в том числе употребление психоактивных веществ. Свою роль могут сыграть и социальные факторы, включая жестокое обращение в детстве и другие тяжелые психологические стрессы.

Но все перечисленное – лишь факторы, усугубляющие уже имеющуюся предрасположенность к суициду. Генетико-эпидемиологические исследования говорят о том, что склонность к самоубийству наследуется с вероятностью от 17% до 55%. При этом не существует какого-то определенного «гена самоубийства» – все указывает на многофакторность этой предрасположенности.

На сегодня уже известны некоторые генетические варианты, определяющие одновременно склонности к развитию психических расстройств и к суициду. Но вместе с тем все указывает на наличие наследственной предрасположенности к самоубийству, не связанной с психиатрической патологией.

Специалисты из Международного консорциума генетики самоубийств с помощью метода полногеномного поиска ассоциаций (GWAS) попробовали выявить генетические маркеры суицидального поведения. Метод GWAS позволяет типировать сотни тысяч генных вариантов, распределенных по разным геномам, и сравнить их частоты у разных групп людей, включая большие когорты и целые популяции. В нашем случае ученые исследовали геномы более полумиллиона человек, из которых почти 30 тыс. совершали попытку самоубийства, и типировали более 7,5 млн генных вариаций в их ДНК.

Результаты этой работы подтвердили связь суицидального поведения с психическими расстройствами – депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, шизофренией, биполярным расстройством. Также удалось выявить влияние непсихиатрических факторов риска, таких как низкий уровень образования и социально-экономического статуса, общего плохого состояния здоровья и некоторых других.

Исследователи обнаружили связь между склонностью к суициду и конкретными генетическими признаками, не имеющими отношения к развитию психических патологий. Так, на 7 хромосоме была выявлена область, изменчивость которой связана с суицидальным поведением. При этом ранее было показано, что вариации в этом генном локусе ассоциированы с рискованным поведением, склонностью к курению и бессоннице. Сам локус не связан с каким-либо определенным геном, однако рядом расположен участок, где «записана» последовательность длинной некодирующей РНК. А, как известно, такие РНК выполняют в клетке важные регуляторные функции.

Авторы работы подчеркивают, что полученные данные предварительные и использовать их на практике преждевременно. Нужно более масштабные исследования, которые дадут более глубокое понимание биологических механизмов суицида.

Фото: https://pixabay.com