«Райский остров» Гуам заселили выходцы с Филиппин?
Археология
Сайпан, второй по величине остров в архипелаге Марианские острова

«Райский остров» Гуам заселили выходцы с Филиппин?

Океанией называют крупнейшее в мире скопление островов и атоллов в центральной и западной части Тихого океана, омываемых теплыми водами. О заселении человеком этого «райского» уголка планеты, через который проходит экватор, судят преимущественно на основе данных о происхождении жителей Полинезии – этот субрегион Океании был заселен уже в 1 в. до н.э. А недавно исследователям удалось пролить свет на родословную коренных жителей о. Гуам из группы Марианских островов, изучив ДНК из останков, обнаруженных в древнем захоронении

Гуам – самый большой и самый южный из более полутора десятков островов Марианского архипелага, расположенного на западе Тихого океана. Острова находятся примерно в 2,5 тыс. км к востоку от Филиппин и в 2,2 тыс. км – к северу от Новой Гвинеи.

Возраст самых ранних археологических находок на Марианских островах составляет около 3,5 тыс. лет, а данные палеоэкологии свидетельствуют, что они были заселены уже около 4,3 тыс. лет назад. Так что человек впервые появился на Марианских островах даже раньше, чем в Меланезии (культура лапита) и Западной Полинезии, что случилось около 3,3 тыс. лет назад.

При этом вряд ли речь идет об одних и тех же людях, так как ученые отмечают множество языковых и культурных различий между жителями этих регионов. К примеру, в древней керамике, найденной на Марианских островах, отсутствуют черты, характерные для лапита. Там не были обнаружены и свидетельства разведения домашних животных (свиней, собак, кур), столь характерные для меланезийских и полинезийских поселений. Зато здесь, в отличие от других островов Океании, выращивали рис.

Чтобы добраться до Марианских островов, древние люди должны были пересечь более 2 тыс. километров открытого океана, при этом все имеющиеся свидетельства подобных путешествий в этом регионе относятся ко времени, отстоящему на пару тысяч лет от предполагаемой «даты» его заселения! Откуда пришли на Марианские острова бесстрашные путешественники, до недавнего времени оставалось неизвестным

Исследователи из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия), Австралийского национального университета и Университета Гуама проанализировали древнюю ДНК, извлеченную из останков двух людей из пещеры Ритидиан-Бич на севере Гуама, захороненных около 2,2 тыс. лет назад. Ученые провели полную расшифровку ДНК митохондрий – клеточных структур-«электростанций», а также отдельных участков ядерного генома, для которых характерны точечные мутации.

Оказалось, что предки древних жителей Гуама вели свое происхождение с Филиппинских островов (части Малайского архипелага), расположенных к западу от Марианских островов. Это хорошо согласуется с некоторыми интерпретациями имеющихся лингвистических и археологических данных. Но противоречит результатам компьютерного моделирования возможных морских путешествий, которые указывают на юг – Новую Гвинею и архипелаг Бисмарка, как наиболее вероятные отправные точки. Правда, ученые подчеркивают, что пока речь идет о данных, полученных всего для двух индивидов.

В обычных условиях решить вопрос о заселении этой части Океании (как и возможности древнего морского путешествия) можно было бы на основе анализа генома современных жителей Марианских островов. Однако на происхождение современных чаморро – нынешних коренных обитателей Гуама – повлияли, как минимум, тесные контакты с европейцами, которые начались в 1521 г. с прибытия экспедиции Магеллана.

По материалам пресс-релиза Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (ФРГ) и оригинального исследования