Первые европейцы-«хомо сапиенсы» обнаружены под замком Ранис
История заселения Европы связана с «противостоянием» двух групп древних людей (неандертальцев и людей современного физического типа), из которого победителями вышли последние. Недавно ученые получили свидетельства самого раннего присутствия Homo sapiens в Центральной и Северо-Западной Европе, что позволило уточнить наши знания о хронологии и ходе заселения этой части света
Человек современного физического типа – Homo sapiens sapiens – пришел в Европу не первым: к тому времени там уже в течение нескольких сотен тысяч лет жили неандертальцы. Какое-то время сапиенсы и неандертальцы существовали бок о бок, возможно смешиваясь и даже перенимая друг у друга «культурный багаж». Как именно все это происходило, понять нелегко, однако благодаря последним достижениям в «палеонауках» ученые получают все больше информации о том «смутном времени».
Пещера Ильзенхёле, расположенная в немецкой Тюрингии в г. Ранис, известна ученым давно – первые раскопки были проведены здесь еще в 1930-х гг. Этот археологический памятник датируют периодом между средним палеолитом, который ассоциируют с поздними неандертальцами, и верхним палеолитом – временем сапиенсов. В пещере были найдены свидетельства одной из так называемых культур переходного периода, названной линкомбьен-ранис-ежмановице (ЛРЕ).
Для этой культуры с труднопроизносимым названием, возникшей более 40 тыс. лет назад, характерны орудия с удлиненными листовидными каменными наконечниками. На территории Европы подобные орудия находили в разных местах, от Польши до Британских островов. Кто был их создателем, точно неизвестно, хотя долго считалось, что ЛРЕ связана с неандертальцами.
В 2016–2022 гг. международная исследовательская группа во главе с учеными из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Лейпциг, ФРГ) провели раскопки в Ильзенхёле с целью найти то, что пропустили в 1930-х гг., и идентифицировать создателей линкомбьен-ранис-ежмановице.
На восьмиметровой глубине им действительно удалось найти пласт, незамеченный предыдущими исследователями, где были обнаружены тысячи сильно фрагментированных ископаемых костей. Судя по всему, пещеру периодически использовали в качестве укрытия как животные – гиены, пещерные медведи, так и небольшие группы людей. Исследователям повезло: им удалось найти человеческие останки исключительно хорошей сохранности, что позволило применять для их изучения методы не только археологии, но и палеогенетики и палеопротеомики, связанных с изучением древних ДНК и белков из ископаемых тканей.
Останки, идентифицированные благодаря белковому анализу как человеческие, были затем изучены с помощью палеогенетических методов. Данные анализа древней митохондриальной ДНК подтвердили, что скелетные останки принадлежали не неандертальцам, а сапиенсам.
Ученые также изучили фрагменты костей из коллекции 1932–1938 гг., где среди костей животных нашлись еще несколько костей человека современного физического типа. В некоторых костных останках были обнаружены одинаковые последовательности ДНК, что указывает на их принадлежность одному индивидууму или родственникам по материнской линии, поскольку митохондрии (клеточные органеллы, вырабатывающие энергию) передаются человеку исключительно с цитоплазмой материнской яйцеклетки.
С помощью радиоуглеродного анализа ученые выяснили, что человек современного физического типа появился в Ильзенхёле еще 47,5 тыс. лет назад, что доказывает его авторство культуры ЛРЕ. Как и то, что речь, по-видимому, идет об одних из первых H. sapiens, которые начали заселять Европу.
С помощью анализа стабильных изотопов зубов и костей удалось узнать, в каких условиях среды, в том числе климатических, жили обитатели пещеры во времена линкомбьен-ранис-ежмановице. В то время эти места больше напоминали современную Сибирь или север Скандинавии: холодный, засушливый, переменчивый климат, открытые степные ландшафты. Считалось, что устойчивость к холоду сапиенсы приобрели лишь несколько тысяч лет спустя после заселения Евразии, но, судя по полученным данным, уже ранние группы людей смогли адаптироваться к весьма суровым климатическим условиям.
Двигаясь небольшими группами, эти «новые» европейцы использовали каменные орудия с листообразными наконечниками для охоты на оленей и других животных и делили пещерный кров с крупными хищниками вроде гиен.
По материалам пресс-релиза Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (ФРГ)
Публикации по теме:
Палеогенетическая реконструкция каменного века
В поисках утраченных геномов: от неандертальца – к денисовцу
Охотники за древними генами. Генетическая летопись населения Западной Сибири в эпоху палеометалла
Сапиенсы и их культура пришли в Европу раньше, чем считалось