Размножение или долгая жизнь? ДНК кастрированных баранов стареет медленнее

Размножение или долгая жизнь? ДНК кастрированных баранов стареет медленнее

Женщины, согласно статистике, живут дольше мужчин, а кастрированные самцы животных – дольше своих «мужественных» собратьев. А сейчас ученые показали, что после кастрации баранов старения их ДНК происходит по «женскому» типу

Известно, что кастрация самцов (удаление у них мужских половых желез) домашних животных и лабораторных грызунов продлевает им жизнь. Вероятно, это справедливо для всех млекопитающих, включая человека: существуют исторические свидетельства, что евнухам была свойственна долгая жизнь.

Кроме того, у млекопитающих самки обычно живут дольше самцов, и хотя механизмы, лежащие в основе зависящего от пола долголетия, изучены плохо, известно, что замедляет старение женский половой гормон эстроген. Самки мышей с удаленными яичниками живут меньше, а у женщин менопауза, вызванная хирургическим удалением яичников, ускоряет процесс старения, оцененный на основе называемых эпигенетических часов.

Эпигенетические часы – это инструмент оценки биологического возраста организма по «рисунку» метилирования его ДНК. Метильная группа (СН3-) присоединяется нуклеотиду цитозину в регуляторной области того или иного гена, что обычно приводит к его «выключению». При этом характер метилирования – вещь непостоянная и может меняться в зависимости от состояния организма.

Эпигенетические часы уже разработаны для человека и некоторых млекопитающих, включая собак и летучих мышей. А сейчас исследователи из США, Новой Зеландии и Австралии создали эпигенетические часы для домашних овец (Ovis aries). Ученые исследовали ДНК, выделенную из образцов кожи ушей или крови более 400 южно-австралийских и новозеландских мериносов, включая кастрированных баранов (валухов), которые живут в среднем намного дольше, чем бараны-производители.

Как выяснилось, у годовалых валухов эпигенетическое старение было замедлено по сравнению с обычными самцами и даже самками. Ученые обнаружили несколько мест метилирования ДНК, которые оказались чувствительны к мужским половым гормонам – андрогенам. У некастрированных баранов эти участки с возрастом теряли метилирование, но у валухов и самок оставались стабильными на протяжении всей жизни. Другими словами, кастрированные самцы этом смысле обладали типичными «женскими» характеристиками.

Переключившись на лабораторных мышей, ученые обнаружили в тех тканях самцов, где активно работают гены, кодирующие рецепторы к андрогенам, аналогичное снижение метилирования с возрастом. А в тканях, где эти гены малоактивны, метилирование этих участков ДНК оставалось неизменным. Так что, похоже, обнаруженную «баранью» закономерность можно экстраполировать и на других млекопитающих.

Эти результаты подтверждают теорию, что мужские и женские половые гормоны по-разному регулируют процесс эпигенетического старения, и это связано со стратегией размножения. В отличие от самок, самцы стремятся размножиться как можно раньше и как можно «больше», и андрогены могут этому способствовать. Расплата – ускорение старения в старшем возрасте.

При этом кастрация, по-видимому, дает положительный эффект лишь тогда, если ее проводят до наступления половой зрелости, что подтверждено в экспериментах на лабораторных крысах. А вот дефицит андрогенов, возникший в более позднем возрасте, напротив, может вызвать проблемы со здоровьем.

Фото: https://pixabay.com