• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1886
Речь, которую слышит плод, влияет на формирование его мозга
Нейронауки

Речь, которую слышит плод, влияет на формирование его мозга

Развивающийся человеческий плод примерно на седьмом месяце беременности способен слышать звуки: голос матери, музыку, просто шум. Новорожденные явно предпочитают голос матери голосам других женщин, а также язык, на котором она говорит, что свидетельствует о возможности обучения еще в утробе. Недавно ученые изучили, как изменяется работа мозга плода под воздействием речи, которую он слышит

Человеческие младенцы овладевают навыками речи с удивительной легкостью, если сравнить это с муками взрослых, изучающих иностранные языки. Причем этот процесс, похоже, начинается задолго до того, как ребенок заговорит, – возможно, еще до рождения.

На стадии эмбриона человек слышит не все звуки – окружающие ткани действуют как фильтр, ослабляя слышимость на частотах выше 600 Гц. Однако плод улавливает мелодику и ритм речи. После рождения младенец начинает воспринимать звуки во всем диапазоне частот и уже к концу первого года жизни «настраивается» на тонкости звуковых моделей своего родного языка.

Ученые из Италии и Франции решили выяснить, как речевая стимуляция во время беременности влияет на мозговую активность и, в частности, на работу нейронов, относящуюся к обучению, у новорожденных. А также оценить, насколько такие изменения будут специфичны для языка, который ребенок слышал до рождения.

В эксперименте приняли участие 33 новорожденных, матери которых были носителями французского языка и в период беременности говорили по-французски. Во время сна этим детям проигрывали запись сказки – три блока 7-минутных записей на трех разных языках, одним из которых был родной французский, а также испанский и английский.

Регистрация электрической активности мозга с помощью метода электроэнцефалограммы начиналась за 3 минуты до начала, а заканчивалась через 3 минуты после окончания записи. Ученые ожидали увидеть изменения при прослушивании низкочастотных звуков, которые ребенок слышал еще до рождения.

Оказалось, что когда младенцы слушали сказку на родном языке, то на их электроэнцефалограмме наблюдались изменения работы мозга, которые связывают с восприятием и обработкой речи. Эти особенности обнаруживались в тета-диапазоне (4–8 Гц), который лежит в основе обработки слогов. Колебания частотой 1–3 Гц (дельта-диапазон) связаны с обработкой высказываний и фраз, а колебания выше 35 Гц (гамма-диапазон) – с обработкой отдельных слов.

Полученные результаты свидетельствуют о стойких изменениях нервных процессов под воздействием речи, которые идут у плода. По-видимому, языковой опыт начинает формировать функциональную организацию мозга человека еще до его рождения, т.е. основы для развития речи закладываются уже в позднем эмбриональном периоде.

Нельзя сказать, что такое влияние является определяющим, так как недоношенные дети или те, кто после рождения слышал другой язык (например, младенцы, усыновленные в другой стране), впоследствии успешно овладевали речью. Но как все это может отразиться на других способностях человека, включая творческие, мы пока не знаем…

Фото: https://www.freepik.com

Подробнее об этом

Материалы

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!