Селен «восстанавливает» мозги, активируя нейрогенез
Физиология
Бразильский орех – рекордсмен по содержанию селена

Селен «восстанавливает» мозги, активируя нейрогенез

Сегодня мы знаем, что нервные клетки восстанавливаются. Нейрогенезу – процессу образования новых нейронов – способствуют физические нагрузки, но только сейчас ученые выяснили механизм их действия. Как оказалось, важную роль в нем играет селен – микроэлемент, жизненно необходимый для функционирования человеческого организма, который содержится в ряде доступных пищевых продуктов

Фраза «нервные клетки не восстанавливаются» практически стала крылатой. Однако не так давно выяснилось, что новые нейроны могут образовываться даже у взрослого человека. Нейрогенез идет в гиппокампе – часть лимбической системы головного мозга, отвечающей за процессы обучения и памяти. К старости этот процесс затормаживается – именно с этим связывают возрастное снижение когнитивных процессов.

Когда был обнаружен эффект усиления нейрогенеза под действием физических нагрузок, ученые стали выяснять, какие соединения, высвобождаемые в кровь при мышечной активности, могут быть за него ответственны.

Ранее международный исследовательский коллектив экспериментально установил, что таким молекулярным фактором может быть селенопротеин P (SEPP1) – внеклеточный белок, в который входят остатки аминокислоты, содержащей микроэлемент селен. Оказалось, что в крови активно двигающихся лабораторных мышей уровень SEPP1 был более чем вдвое выше по сравнению с контролем. Позже ученые подтвердили свои выводы в экспериментах на мышах с «выключенным» геном sepp1, кодирующим этот белок: у таких генно-инженерных особей бег не стимулировал образование нейронов.

Сейчас ученые исследовали влияние на нейрогенез уже непосредственно самого селена. Ведь этот микроэлемент, как известно, важен для поддержания нормальной функции мозга, а его дефицит связан с развитием таких возрастных нейродегенеративных патологий, как болезни Альцгеймера и Паркинсона.

В клеточных культурах нейронов гиппокампа двухмесячных мышей, обработанных селеном, исследователи обнаружили рост числа и размеров нейросфер – скоплений нейрональных стволовых клеток, что служит показателем увеличения интенсивности нейрогенеза.

На следующем этапе объектом экспериментов стали лабораторные мыши, которым в течение недели вводили соединения селена непосредственно в гиппокамп. Результат – рост пролиферирующих (размножающихся) предшественников нейронов в зубчатой извилине гиппокампа. Как позже выяснилось, этот эффект реализуется в организме за счет активации покоящихся стволовых клеток.

В дальнейшем эффект селена на нейрогенез был проверен еще в двух сериях экспериментов. В первой из них селен добавляли в пищу «пожилым» 17-месячным мышам в течение месяца, после чего проверяли их когнитивные способности с помощью поведенческих тестов. И оказалось, что экспериментальные мыши проходили тестирование значительно лучше контрольных. Очевидно, что добавка селена обращала вспять возрастное снижение когнитивных функций, которое характерно для не только для человека, но и для грызунов.

Объектом еще одной серии экспериментов стали мыши с модельным ишемическим «инсультом» в гиппокампе, вызванным с помощью сосудосуживающего препарата. После такого повреждения мозга результаты поведенческого тестирования контрольных животных стали заметно хуже. Но зато те мыши, которые получали селен до либо сразу после «инсульта», довольно быстро восстановили память и способности к обучению.

Абсолютным рекордсменом по содержанию селена служит бразильский орех (в день достаточно съедать всего пару штук). Много селена в лесных грибах, морепродуктах (от лангустов и мидий до кальмаров, рыбы и морской капусты), а также в филе птицы, чесноке, гречневой крупе и др. Источником могут послужить и так называемые «селеновые» дрожжи, в первую очередь пивные, которые получают при культивировании в богатой селеном среде, – в них этот важный микроэлемент содержится в наиболее легко усвояемой форме

Результаты этой большой работы открывают новые возможности воздействия на умственные способности. Среднестатистический человек, который питается сбалансированно, обычно получает достаточно селена. При этом селен содержится во многих продуктах, и его количество в рационе можно легко увеличить в случае дефицита этого элемента.

Кстати сказать, помимо положительного влияния на «мозги», селен необходим для нормального функционирования иммунной и эндокринной систем, его широко используют для профилактики онкологических заболеваний и т.д. Но и увлекаться, в первую очередь пищевыми добавками с селеном, тоже не стоит. Этот микроэлемент необходим человеку в относительно небольших количествах – не более 300 мкг в сутки, в реальности же физиологическая потребность в нем в 3–4 раза меньше. Прием же неоправданно высоких доз может вызвать отравление с рядом тяжелых последствий, включая развитие сахарного диабета 2-го типа.