Синестезия: когда звуки имеют цвет, буквы – вкус, а музыка – запах

Синестезия: когда звуки имеют цвет, буквы – вкус, а музыка – запах

Слово «синестезия» можно перевести как «одновременное ощущение». В психологии это слово используется для обозначения удивительной способности человека при раздражении одного из органов чувств непроизвольно испытывать ощущения, свойственные другому. Самый распространенный вариант – «цветной слух», когда звуки как бы раскрашиваются в разные цвета. Долгое время психологи и неврологи неохотно исследовали и даже отрицали существование этого явления. И хотя позднее было доказано, что синестезия связана с нетипичными взаимосвязями нейронов в коре головного мозга, молекулярные механизмы, лежащие в ее основе, не были известны.

Когда наличие такой редкой способности, как синестезия, было признано психологами и неврологами, то оказалось, что она часто встречается у членов одной семьи, т.е. наследуется. Тем не менее ученым до недавних пор не удавалось выявить гены, ответственные за это состояние. Это смогли сделать специалисты из Института психолингвистики Макса Планка (Нидерланды), которые с помощью методики секвенирования экзомов определили последовательность всех генов, кодирующих белки. Они работали с геномами членов трех семей, в которых на протяжении трех поколений рождались синестеты со смешанным восприятием звука и цвета.

Ученые обнаружили 37 генов, варианты которых были ассоциированы с синестезией. Однако они встречались в разных комбинациях не только у разных семей, но и у представителей одной семьи, что указывает на отсутствие определенного «гена синестезии» или строгого набора таких генов. Шесть таких генов были связаны с развитием аксонов – длинных отростков нейронов, по которым проходят нервные импульсы. Эти гены наиболее интенсивно работают в раннем детстве, когда идет активное развитие мозга – в это же время формируется и синестезия. Видимо, аномалии в их работе приводят к тому, что аксоны растут в неправильном направлении, в результате чего пути передачи информации от разных органов чувств (в данном случае – от слухового и зрительного анализаторов) оказываются соединенными между собой.

Результаты, полученные при изучении синестезии, могут быть полезны для ученых, исследующих механизмы развития расстройств аутистического спектра. Ведь многие аутисты заодно являются и синестетами, а также обладают повышенной чувствительностью к сенсорным стимулам, таким как звуки и прикосновения. И, наоборот, синестеты часто обладают нетипичной сенсорной чувствительностью, характерной для аутистов. По-видимому, формирование аномальных связей между нейронами тех или иных областей мозга играет значительную роль как в развитии синестезии, не считающейся патологическим состоянием, так и аутизма. Возможно, в том или в другом случае мы имеем дело с вариативностью одних и тех же групп генов.