1980
«Спящая» черная дыра найдена в соседней галактике
Астрономия
Компьютерная модель черной дыры перед Большим Магеллановым облаком. © CC BY-SA 2.5

«Спящая» черная дыра найдена в соседней галактике

Недавно международная группа исследователей обнаружили в Большом Магеллановом Облаке – крупнейшей галактике, содержащей около 5 млрд звезд, особенную черную дыру. Это первая «спящая» черная дыра, найденная за пределами Млечного Пути – галактики, куда входит наша Солнечная система

Черные дыры – астрофизические объекты, гравитационное притяжение которых настолько велико, что их не могут покинуть даже кванты света. Согласно последним представлениям, черные дыры возникают как конечный этап жизни достаточно массивных звезд, которые после «прогорания» коллапсируют под действием собственной гравитации. Если этот процесс идет в системе двойной звезды, то черная дыра оказывается рядом со своей светящейся звездой-компаньоном.

Черные дыры по определению абсолютно невидимы. Но их можно обнаружить по излучению в рентгеновском спектре, которое возникает при трении вещества в так называемом аккреционном диске – структуре, образующейся в результате перетекания диффузного вещества на массивное центральное тело (общий центр масс) в двойных звездных системах. Когда одна из этих звезд является черной дырой, такое трение приводит к испусканию мощного потока ультрафиолетовых и рентгеновских лучей.

Именно так были найдены первые черные дыры: обзоры неба в рентгеновских лучах выявили наличие в космосе невероятно мощных источников излучения. Позже выяснилось, что излучение черной дыры может быть и очень слабым. Такие черные дыры называют спящими: они практически не взаимодействуют с окружающей средой, поэтому обнаружить их особенно трудно.

С помощью телескопа VLT (Very Large Telescope), установленного в чилийской Паранальской обсерватории (части Европейской южной обсерватории, ESO), ученые в течение 6 лет исследовали почти тысячу объектов в районе туманности Тарантул Большого Магелланова Облака в поисках звезд, у которых могут быть черные дыры в качестве компаньонов.

И вот недавно их поиски увенчались успехом. «Спящая» черная дыра, получившая обозначение VFTS 243, имеет массу как минимум в 9 раз больше массы нашего Солнца и вращается вокруг горячей голубой звезды, масса которой в 25 раз больше солнечной. Ведущий автор работы, сотрудник Амстердамского университета Т. Шенар, сравнил эту сенсационную находку с обнаружением иголки в стоге сена.

Хотя считается, что черная дыра образуется в результате коллапса умирающей массивной звезды, пока не вполне ясно, должен ли этот процесс быть взрывным. Похоже, что звезда, сформировавшая VFTS 243, полностью разрушилась без признаков взрыва, что служит доводом в пользу сценария «прямого коллапса».

Каждые две секунды во Вселенной взрывается сверхновая. Но некоторые чрезвычайно массивные звезды заканчивают свою жизнь с образованием черной дыры. Пример – звезда N6946-BH1, которая была в 25 раз массивнее нашего Солнца. В 2009 г. она начала слабо светиться, но уже в 2015 г. ее не удалось обнаружить. В итоге исследователи пришли к выводу, что она должна стать черной дырой. © NASA/ESA/P. Jeffries (STScI). По: (Левин, 2019)

Ученые надеются, что это открытие поможет в обнаружении других черных дыр, вращающихся вокруг массивных звезд, которых, по мнению астрономов, как в нашем Млечном Пути, так и в Магеллановых Облаках должно быть множество.