• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
180
Врать хорошо: игры, требующие обмана и блефа, развивают детский мозг
Физиология

Врать хорошо: игры, требующие обмана и блефа, развивают детский мозг

Ложь – одна из форм обычного человеческого поведения. Ведь обманывают не только мошенники: люди часто лгут, например, из вежливости или из добрых побуждений. При этом взрослые почему-то уверены, что дети всегда должны говорить правду, и только правду. Но недавнее исследование, выполненное группой китайских и канадских ученых, показало, что дети, которые научились врать, начинают лучше понимать других людей

Считается, что социальные навыки напрямую связаны с познавательными способностями. При этом большая часть исследований в этой области посвящена влиянию на когнитивные процессы «светлой стороны» социальной жизни человека, включая альтруизм, сотрудничество и т.п. А вот «темная сторона» социального, в частности, способность лгать, преимущественно остается за кадром. Тем интереснее результаты последнего исследования, в котором ученые оценили когнитивные способности маленьких детей после того, как тех научили обманывать.

В предварительном эксперименте исследователи предложили трехлетним детям задачу «обмануть» экспериментатора. Ребенку давали «вкусняшку», а он должен был соврать, в какой руке он ее держит. Предварительно детей предупредили, что если они обманут взрослого, им разрешат съесть лакомство, если нет – взрослый отберет его у них.

В результате ученые отобрали из семи десятков детей 42 ребенка, которые оказались не способны к лжи. Этих детей произвольно разделили на две группы, в которых было примерно поровну мальчиков и девочек. В течение нескольких дней с ними играли в ту же игру, но одну группу учили, как обманывать, чтобы выиграть, а другую – нет.

Дети также проходили тесты на навыки самоконтроля и на способность оперировать тем, что называют theory of mind – «теория разума». Другими словами, их тестировали на способность принять существование чужого, отличающегося сознания, понимать намерения другого человека и действовать в соответствии с этим пониманием.

Всего за несколько дней дети, которых учили обманывать, овладели этим умением. И эти же дети стали показывать лучшие результаты в когнитивных тестах, чем контрольная группа, которую врать не учили. 

Означают ли эти результаты, что детей нужно специально учить врать? По словам специалистов, делать это не стоит, но при этом хорошо было бы поощрять их к играм, требующим навыка обмана и блефа, таким как прятки или карточные игры. Формирование навыков ко лжи – нормальная часть развития и взросления человека. И чем раньше ребенок научится обманывать, тем лучше, потому что одновременно он будет учиться самоконтролю и пониманию других людей.

Фото: https://www.pexels.com

Подготовила Мария Перепечаева

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments