Яд огненных муравьев как потенциальное лекарство от псориаза
Родина красных огненных муравьев (Solenopsis invicta) – Южная Америка, откуда они расселились по США, Австралии и Китаю. Укус этих насекомых не только очень болезнен, но может вызвать сильную, опасную для жизни аллергическую реакцию.

Яд огненных муравьев как потенциальное лекарство от псориаза

Псориаз – хроническое аутоиммунное заболевание кожи, причины которого до сих пор до конца не выяснены. В мире псориазом болеет около 2% населения, но в развитых странах этот показатель может достигать почти 5%. В патогенезе болезни важную роль играет гиперактивация иммунной системы и воспалительный процесс, который сопровождается избыточным размножением и нарушением процессов ороговения клеток наружного слоя кожи. Лечение позволяет сдерживать патологические проявления, но не может избавить от болезни, к тому же многие лекарства имеют тяжелые побочные эффекты. Недавно ученые из Университета Эмори (США) обнаружили, что средством от этой болезни могут быть вещества на основе яда красных огненных муравьев (Solenopsis invicta).

Характерный признак псориаза – красные шелушащиеся бляшки, четко отграниченные от здоровой кожи, вызывающие зуд, жжение и боль. Располагаются они в основном в области локтевых и коленных суставов, на руках, ступнях и волосистой части головы. Как правило, болезнь носит хронический характер с периодами ремиссий и обострений. Примерно в двух третях случаев заболевание протекает в легкой форме, поражая менее 3% поверхности кожи, но иногда страдает практически весь кожный покров, и такая тяжелая форма псориаза может привести к летальному исходу.

Среди методов лечения псориаза самые, пожалуй, безобидные – это мази с кортикостероидными гормонами и облучение ультрафиолетом. Но эти способы лечения со временем теряют эффективность и к тому же вызывают атрофию кожных покровов. Также применяются иммуносупрессоры-цитостатики, воздействующие на активно делящиеся клетки, – метотрексат и циклоспорин, но они приводят к выраженному иммунодефициту. Есть и более продвинутые лекарства – антитела, «нацеленные» на определенные молекулы (фактор некроза опухоли и некоторые интерлейкины), но они дорогостоящи и также вызывают побочные эффекты со стороны иммунной системы, поэтому показаны далеко не всем.

Известно, что для организма кожа служит барьером, помогая сохранению влаги, защищая от механических повреждений, действия солнечных лучей, химических веществ и патогенных микроорганизмов. В поддержании барьерной функции кожи важную роль играют липидные молекулы, входящие в состав клеточных мембран, – керамиды (церамиды). Они также участвуют в регуляции ряда важнейших функций клеток, оказывая, в том числе, противовоспалительный эффект. Но керамиды могут разрушаться в ходе ферментативного гидролиза или превращаться в вещество сфингозин-1-фосфат, которое является медиатором канцерогенеза и воспаления и не купирует, а поддерживает патологический процесс.

Южноамериканские красные огненные муравьи считаются одними из самых опасных муравьев в мире: содержащийся в их яде алкалоид соленопсин, обладающий цитотоксическим, гемолитическим, нейротоксическим и некротическим действием, вызывает на коже настоящий химический ожог. Однако ученые обнаружили, что по своей структуре соленопсин очень похож на керамиды, и разработали на его основе аналоги керамидов, которые в организме человека не разрушаются. После тестирования этих веществ в виде 1% мази на лабораторных мышах в течение четырех недель у животных существенно уменьшилась толщина бляшек и почти вдвое снизилось число иммунных клеток в очагах поражения.

Многообещающие результаты были получены и в экспериментах с культурами мышиных иммунных клеток: после добавления в культуральную среду новых соединений клетки стали продуцировать меньше молекул IL-22, стимулирующих воспаление, и больше противовоспалительных IL-12. Также в клетках понизилась патологическая гиперактивность некоторых генов, спровоцированная стероидами и ультрафиолетовым облучением.

По мнению ученых, искусственные аналоги керамидов на основе соленопсина восстанавливают не только «физическую» барьерную функцию кожи, но и приводят в норму «биохимический барьер», т.е. благоприятно воздействуют на протекание молекулярных событий, за что в норме отвечают природные керамиды. Исследователи надеются, что лечебный эффект этих веществ будет наблюдаться и в человеческом организме. При этом они предостерегают особо ретивых от попыток самолечения укусами огненных муравьев: ничего хорошего из этого заведомо не выйдет.