• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
3643
Раздел: Физика
...И блеск фортепианного концерта

...И блеск фортепианного концерта

Выпускники нескольких поколений НГУ в рассказах о своей жизни откровенно – кто подробно, а кто лаконично, ответили на ряд вопросов о том, как начиналась их научная судьба в НГУ, как и под чьим влиянием формировались научные взгляды, как складывалась научная карьера и, наконец, что нужно, чтобы российская наука и сам НГУ в нынешних условиях сделали шаг вперед?

Ответы воссоздают весьма характерные черты нескольких поколений выпускников: сначала городская или сельская средняя школа, потом ФМШ (СУНЦ), первые учителя – преподаватели и научные руководители, профильный институт СО РАН… Для многих из них следующий этап жизни начался с командировки за рубеж: сначала – без мысли об эмиграции, затем – постоянная работа в зарубежных лабораториях, где условия оказались несравненно лучше отечественных. По мнению наших выпускников, российская наука не зачахнет и вернет себе лидирующие позиции в мире только в случае, если будут созданы условия для свободного научного творчества, не обремененного извечной российской бюрократией и заботой о хлебе насущном. В любом случае, эта абсолютно независимая информация «из первых рук» дает возможность и повод задуматься о том, что же ожидает в будущем всех, причастных к науке

Анкета выпускника Факультет, год выпуска в НГУ?
Место работы, страна?
Откуда Вы приехали поступать в НГУ?
Совпали ли Ваши представления об учебе в университете с тем, как она потом проходила?
Какой преподаватель поразил Вас больше всего в университете и повлиял на Ваши дальнейшие взгляды на жизнь и науку?
Кто из сокурсников повлиял на Ваши научные взгляды и карьеру?
Какие самые яркие впечатления и от каких событий в период учебы в НГУ остались в памяти?
Какова была тема Вашей дипломной работы в НГУ и чем Вы сейчас занимаетесь?
Где Вы работали после окончания университета?
Как возникла идея уехать за рубеж, что послужило толчком к этому шагу?
Совпали ли представления о работе и жизни за рубежом с реальностью?
Лучше ли заниматься наукой за рубежом, чем в России? Если да, то почему?
Что, помимо хорошей зарплаты, могло бы повлиять на Ваше решение вернуться в Россию?
Что Вы думаете о шансах НГУ войти в ТОП-100 мировых университетов по данным ведущих рейтинговых агентств к 2020 г.?
Что, на Ваш взгляд, надо предпринять для того, чтобы это произошло? Собираетесь ли Вы помогать в этом университету?

Родился и вырос в Академгородке, окончил 130-ю школу, поэтому поступление в НГУ я рассматривал как очевидное и естественное продолжение учебы.

В целом, мои представления об учёбе в этом вузе совпали с моими представлениями о нём, хотя учиться оказалось несколько труднее, чем я ожидал. Каждый экзамен, который я сдавал, помню до сих пор, хотя прошло уже немало лет.

Здесь я встретил множество интереснейших людей. Запомнились блестящие лекции Владимира Вениаминовича Иванова по математическому анализу, Валерия Георгиевича Сербо по квантовой механике. Незабываемое впечатление оставила самая первая лекция в университете – это был курс высшей алгебры, который читал Алексей Тимофеевич Гайнов. Очень важными и запоминающимися были курсы электродинамики Валерия Ивановича Яковлева, функционального анализа – Виктора Алексеевича Александрова и методов математической физики Давида Абрамовича Шапиро. Из спецкурсов запомнились лекции Анатолия Михайловича Шалагина по нелинейной спектроскопии и Сергея Глебовича Раутиана по физической оптике.

12.01.jpg

Семинары были намного важнее, чем лекции, – именно там разбирались непонятные вопросы, решались задачи, да и с преподавателем, ведущим семинары, контакт всегда был ближе. Необыкновенная доброта Геннадия Тимофеевича Козлова вместе с его стремлением как можно основательнее обучить решению сложных задач и подготовить группу к непростому экзамену по математическому анализу очень помогала справиться с трудностями первого года университетской жизни. Семинары по дифференциальным уравнениям Евгения Павловича Волокитина поражали своим блеском и тщательностью и ассоциировались, скорее, с посещением фортепианного концерта. На третьем курсе нас стали обучать теоретики из ИЯФа – Виктор Львович Черняк и Владимир Федорович Дмитриев. Думаю, что именно Виктору Львовичу я в первую очередь обязан увлечением квантовой механикой.

Начиная с третьего курса, я стал посещать спецкурсы кафедры квантовой оптики. Там была несколько другая атмосфера – менее формальная и более близкая к свободному научному поиску. Особенно выделялись курсы Леонида Вениаминовича Ильичева, который сразу сказал нам, что вопросы квантовой оптики, которые мы будем изучать, настолько сложны и загадочны, что он сам не понимает их до конца. Теперь я сам всегда говорю это студентам.

Мы пришли в университет настоящей командой одноклассников из 130-й школы. Большинство из нас сохранило тесные связи и по сей день, мы постоянно обсуждаем по переписке политические и научные вопросы, нередко встречаемся. В этом году мы вместе ездили на Алтай, туда приехали выпускники НГУ даже из Франции и США, – теперь уже дружат наши дети.

Все нелегкие выборы – продолжать заниматься наукой в России, эмигрировать или уйти в бизнес – мы всегда обсуждали друг с другом и теперь на своем опыте знаем в деталях эти сценарии.

12.02.jpg

Из воспоминаний остались очень яркие от занятий на военной кафедре, где мы в рамках специального проекта пробовали разрабатывать современные информационные системы обучения курсантов. Руководство кафедры неоднозначно относилось к этому проекту, так что мы периодически попадали под его гнев, да и для самой работы была характерна спешка, увлеченность длинными совещаниями и нередкая смена направлений деятельности. И это становилось причиной нередких конфликтов и постоянных шуток, воплощавшихся порой даже в стихах и юмористических рассказах. К сожалению, все эти вещи понятны только непосредственным участникам событий, которые до сих пор с удовольствием их вспоминают. Большинство участников проекта получили серьезный опыт, который потом пригодился для их карьеры в IT-сфере.

В целом же, в университете мы только учились, а в выкраиваемое с трудом свободное время ходили с друзьями на небольшие лесные прогулки с собаками. Сейчас мы шутим, что к этому сводилась наша социальная жизнь.

Моя дипломная работа была посвящена столкновениям возбужденных атомов, и она стала основой моей диссертации. Сейчас я занимаюсь близкими вещами, только атомы теперь холодные.

Еще на втором курсе я начал работать в Институте физики полупроводников, где и продолжаю работать сегодня. Во время учебы в аспирантуре получил грант INTAS и некоторое время работал в Латвии. Потом стал активно преподавать, – для меня это важно.

Время от времени думал о работе за рубежом, и такие возможности предоставлялись неоднократно. Но минусы отъезда всегда перевешивали потенциальные преимущества: это и уже взятые на себя обязательства, и то, что заниматься наукой за рубежом совсем не столь привлекательно, как это может показаться. Да и с российским студентами приятнее возиться, чем с иностранными. Те лучше подготовлены, но нет желания вкладывать в них усилия. Уверен, в Академгородке можно при желании и определенной удаче заниматься наукой в достаточно комфортных условиях.

Если говорить о том, совпали ли мои студенческие представления о будущей работе с реальностью, то скажу, что всегда старался сделать свою работу как можно более разнообразной. Но из-за этого возникает больше суеты, чем хотелось бы. Кроме того, я собирался становиться чистым экспериментатором, а стал в большей степени теоретиком.

Зарплата (по совокупности) у меня вполне приличная, хотя и нестабильная. Есть интересная тематика исследований, возможность преподавать то, что мне интересно, в последнее время мы существенно обновили парк оборудования. Важно то, что в России даже небольшие успехи дают значительный эффект, и работа моего уровня более осмысленна. Некоторые идеи я пока не могу реализовать экспериментально, но не считаю их гениальными, а приоритет в теоретических публикациях я уже застолбил.

Есть ли у НГУ шансы войти в ТОП-100? На мой взгляд, они невелики, но стремиться туда необходимо. В первую очередь университету нужна интернационализация, чтобы в Академгородок приезжали иностранные специалисты и иностранные студенты. Во-вторых, нужно, чтобы большин­ство сотрудников университета были всерьез заинтересованы в конкурентоспособности университета на мировом уровне. В-третьих, нужна ещё более глубокая интеграция с институтами Новосибирского научного центра. И нужно развивать научные направления, которые у нас слабо представлены. Я участвую в этой программе как сотрудник ее Проектного офиса.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!