• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2876
Раздел: Археология
Эквадор: по следам одной необычной археологической гипотезы

Эквадор: по следам одной необычной археологической гипотезы

Более полувека назад эквадорский бизнесмен и археолог Э. Эстрада на основе исследования керамики культуры вальдивия выдвинул смелую гипотезу о «заокеанских» корнях местной технологии керамического производства. Предполагалось, что ее носители прибыли в Южную Америку с Японского архипелага, совершив трансокеанское путешествие на побережье Эквадора. На основе детальной типологии вальдивийской керамики, в основу которой легли техника нанесения орнамента, профиль венчика и форма сосудов, были выявлены элементы, имеющие явные аналоги в японской культуре дзёмон.

Эта гипотеза, расколов научное сообщество на яростных критиков и сторонников, уже несколько десятилетий является предметом оживленной дискуссии. Новые раскопки на археологическом памятнике Риал-Альто, которые организуют авторы статьи, призваны пролить свет на тайну происхождения гончарства в доколумбовой Америке

Побережье Эквадора оставалось белым пятном на археологиче­ской карте Южной Америки еще к середине 1940-х гг. – пионерные исследования Х. Хихон-и-Кааманьо, М. Улле, М. Савиля, Дж. Бушнелла и других археологов в 1910—1930-х гг. лишь слегка приоткрыли завесу над древними культурами этого региона.

Согласно гипотезе Э. Эстрада, носители культуры дзёмон совершили трансокеанское плавание от Японского архипелага к побережью Эквадора. По: (Эстрада, 1961)

Новый этап поисков и интерпретации археологических данных начался в Эквадоре во многом благодаря деятельности известного исследователя и путешественника Т. Хейердала. В 1946—1947 гг. Хейердал строил в эквадорском городе Гуаякиль бальсовый плот «Кон-Тики» для своего первого экспериментального путешествия через Тихий океан в поддержку своих идей о трансокеанских плаваниях в древности. В поисках строительного материала для плота, его транспортировки, конструировании и испытаниях были задействованы военные, представители местной администрации и бизнеса. Одним из последних и был Э. Эстрада Икаса, ставший ключевой фигурой в истории гипотезы «Дзёмон-Вальдивия».

Фрагмент сосуда, обнаруженный на побережье Эквадора в 1956 г. дал начало гипотезе «Дзёмон-Вальдивия» и название памятнику – Вальдивия. Культурный центр С. Боливара, г. Гуаякиль. Радиоуглеродные исследования раковин из слоя с керамикой показали, что обнаруженный памятник представляет собой осколок самой древней глиняной посуды не только в Эквадоре, но и во всей Южной Америке

В публикациях по культуре вальдивия Эстрада называют «эквадорским археологом». На самом деле этот выходец из богатой семьи, получивший превосходное экономическое образование в Европе и в США, с 1939 г. представлял в Эквадоре интересы компании «Дженерал электрик» и был заметной фигурой в самых разных областях общественной жизни страны. Археологией он начал увлекаться с начала 1950-х гг., а в 1954 г. уже основал собственный музей.

Идеи Хейердала были не единственным источником интереса Эстрада к археологии: в конце 1940-х—начале 1950-х гг. тема древних трансокеанских путешествий довольно активно обсуждалась в научных кругах и на страницах научно-популярных изданий. Так, например, с полным аншлагом прошла представительная выставка о параллелях в древних культурах Старого и Нового Cвета, организованная Американским музеем естественной истории; вышло несколько тематических сборников по трансокеанским плаваниям и т. п.

Ключевой фигурой в истории гипотезы «Дзёмон-Вальдивия» является эквадорский бизнесмен и археолог-любитель Эмилио Эстрада Икаса (в центре). Его соратниками стали американские археологи, супруги Б. Дж. Меггерс и К. Эванс. Справа – фигурки культуры Вальдивия, демонстрирующие варианты укладки длинных волос. Б. Дж. Меггерс, К. Эванса, Э. Эстрада «Ранний формативный период прибрежного Эквадора: фазы Вальдивия и Мачалилья». Смитсоновский институт, Вашингтон, 1965 г.

Осенью 1953 г. во время поездки в США Эстрада посетил Смитсоновский институт, где познакомился с четой американских археологов Б. Меггерс и К. Эвансом, с которыми консультировался по вопросам перспектив эквадорской археологии. Судя по всему, именно эта встреча оказала решающее влияние на его намерения начать археологические раскопки в прибрежных районах Эквадора и искать свидетельства древнейших керамических культур так называемого «формативного периода».

Это знакомство оказалось судьбоносным и для американских ученых. На момент встречи с Эстрада доктору Меггерс было всего 32 года, ее муж был на год старше. Они уже имели богатый опыт археологических исследований в Северной и Южной Америке и были готовы к новым проектам.

Справа – керамическая посуда культуры вальдивия, ранний этап. Фото А. Попова. Слева – Керамические сосуды культуры дземон. Форма сосудов характерна для вальдивии. Б. Дж. Меггерс, К. Эванса, Э. Эстрада «Ранний формативный период прибрежного Эквадора: фазы Вальдивия и Мачалилья». Смитсоновский институт, Вашингтон, 1965 г.

…Поиски ранних культур на побережье Эквадора были начаты. Знаковое событие произошло в октябре 1956 г., когда сотрудник Эстрады Ф. Мартинес обнаружил в небольшом рыбацком поселке Вальдивия многослойный памятник с ранее неизвестной керамикой. В период 1957—1961 гг. Меггерс и Эванс произвели тщательные исследования на памятнике. Радиоуглеродное датирование раковин из слоя с керамикой позволили определить возраст культуры вальдивия, который составил 4,5—4,0 тыс., и сделать вывод, что речь идет о самой древней глиняной посуде не только в Эквадоре, но и во всей Южной Америке!

Рождение легенды

Каждое крупное открытие в археологии неизбежно порождает множество вопросов. И вальдивийская керамика не стала исключением. Главными стали вопросы, связанные с ее происхождением – местная или импортная? А если импортная, то из какого региона – Перу, Мексика? И вот здесь Эстрада выдвинул совершенно необычную версию: истоки неведомой эквадорской культуры – Японский архипелаг, культура дзёмон!

Узоры, имитирующие «волны», типичны как для вальдивии, так и для дзёмона. На фото слева – керамические черепки культуры вальдивия (Культурный центр Симона Боливара, г. Гуаякиль, Эквадор) и осколки керамической посуды культуры Дзёмон (справа). Б. Дж. Меггерс, К. Эванса, Э. Эстрада «Ранний формативный период прибрежного Эквадора: фазы Вальдивия и Мачалилья». Смитсоновский институт, Вашингтон, 1965 г.

Строго говоря, версию о сходстве и возможном генетическом родстве керамических комплексов Японского архипелага и доколумбовой Америки высказывалась и прежде. Например, она была озвучена в 1954 г. в докладе японского археолога И. Явата на XXXI Международном конгрессе американистов в г. Сан-Паулу (Бразилия). Однако с Южной Америкой первым связал керамику дзёмона именно Эстрада.

Судя по информации из публикаций и устных источников, толчком к формулировке этой гипотезы стала находка на памятнике Вальдивия фрагментов сосуда с необычным венчиком. Впоследствии Меггерс и Эванс разработали детальную типологию вальдивийской керамики, в основу которой легли техника нанесения орнамента, профиль венчика и форма сосудов. Аналогии с японским дзёмоном вызвали у Эстрада фрагменты керамики, относящиеся к типу «Valdivia Red Incised» («Прочерченный на красном»), а по форме венчика – «Сastellated» («В форме зубцов башни замка»). По венчику таких сосудов симметрично располагаются четыре таких «башенных зубца» – именно этот элемент привлек внимание исследователя.

Одним из схожих элементов керамики японского дзёмона и эквадорской вальдивии является оформление венчика сосуда в виде «зубцов башни». На фото – сосуды раннего дзёмона о-ва Кюсю. Музей г. Кагосима, Япония. Фото А. Попова

К сожалению, Эстрада не суждено было узнать в полной мере реакцию научного сообщества на свою гипотезу: 19 ноября 1961 г. он скоропостижно скончался в возрасте 45 лет. Он ушел на пике своей политической, общественной и научной карьеры, полный археологических планов о масштабной экспедиции в прибрежные районы провинций Манаби и Эсмеральдас. В некрологе, опубликованном в журнале «American Antiquity», Меггерс писала: «… Когда в 1953 г. он (Эстрада) начал заниматься археологией, побережье Эквадора было одним из самых малоизвестных регионов в Новом Свете. К 1961 г. оно стало самым известным…».

Это был исключительно важный момент в истории гипотезы «Дзёмон-Вальдивия». Меггерс и Эванс вполне могли отмежеваться от дальнейшего продвижения дискуссионного «японского следа», однако они продолжили активно разрабатывать гипотезу Эстрада и для ее аргументации отправились весной 1963 г. в Японию для знакомства с коллекциями дзёмона. Американским археологам удалось увидеть значительное количество предметов разных периодов дзёмона (9 коллекций памятников на Хонсю и 12 на Кюсю) и посетить несколько раскопанных стоянок в районе Токио.

Глиняные женские фигурки – одно из важнейших сходств культур дзёмон и вальдивия. В Японии их называют догу, в Эквадоре – вальдивийскими Венерами. На фото – керамичские фигурки, обнаруженные на памятнике Вальдивия. Вверху и слева – вальдивийские венеры. Культурный центр С. Боливара (г. Гуаякиль, Эквадор). Фото А. Табарева. Справа – глиняные женские фигурки догу. Университет Тохоку, г. Сендай, Япония. Прорисовка Ю. Табаревой

Эта поездка укрепила их уверенность в правоте гипотезы Эстрада, и по возвращении они озвучили дополнительную аргументацию гипотезы «Дзёмон-Вальдивия» в выступлениях и публикациях на международных форумах.

Перечислим основные положения этой гипотезы.

Самая древняя керамическая посуда Нового Света, датируемая возрастом около 5 тыс. лет, появилась на побережье Эквадора в доземледельческой культуре вальдивия. И это была уже зрелая, сформировавшаяся технология, позволявшая производить сосуды разнообразных форм и со сложными узорами.

Несколько орнаментальных стилей оформления керамических сосудов, найденных на памятнике Вальдивия, не имеют прототипов или близких аналогий в Новом Свете, зато обнаруживают поразительное сходство с керамикой дзёмона на о-вах Хонсю и Кюсю. Например, оформление венчика сосуда в форме «зубцов башни» отмечено лишь в самых ранних слоях вальдивии, тогда как аналогичный мотив был широко распространен в раннем-среднем дзёмоне Хонсю и Кюсю 7—5 тыс. лет назад. Еще одним важным элементом сходства культур являются многочисленные женские фигурки, известные на территории Эквадора как «вальдивийские Венеры» и как «догу» – в японском дзёмоне.

Сходство между эквадорскими и японскими глиняными женскими фигурками бросается в глаза. Справа – фигурка культуры чоррера, Эквадор. Культурный центр С. Боливара, г. Гуаякиль. Фото А. Табарева. Слева – догу позднего дземона с о-ва Хонсю. Университет Тохоку (г. Сендай, Япония). Прорисовка Ю.Табаревой

Такое совпадение не может быть случайным: оно является результатом интродукции технологии керамического производства в Южную Америку носителями культуры дзёмон в результате трансконтинентального плавания. Наиболее благоприятное время для путешествия через Тихий океан (между 40 и 55° с. ш.) приходится на октябрь-ноябрь – в этом случае сопутствующие течения и ветра позволяют лодкам перемещаться со скоростью 24—43 мили в час и достичь противоположного побережья за несколько месяцев. И тихоокеанские течения могли выносить суда дзёмонских рыбаков из района Кюсю к побережью Южной Америки.

Эквадорские контраргументы

Гипотеза «Дзёмон-Вальдивия» наделала много шума: статьи, репортажи и интервью с ее авторами опубликовали самые известные издания, такие как «Time» (1961), «Newsweek» (1962), «The Evening Star» (1962), «The New York Times» (1966), «Scientific American» (1966) и др. Появились многочисленные сторонники этой гипотезы и ее яростные критики.

Интригу вокруг происхождения керамической посуды в Южной Америке обострили новые открытия, ознаменовавшие археологические исследования в прибрежных районах Эквадора в 1970—1980-х гг. Во-первых, на территории п-ова Санта-Элена были найдены следы еще более древней культуры – «Лас-Вегас». Ее носители занимались охотой, собирательством и рыболовством, керамическая же посуда была им неизвестна. Датировка этой культуры по данным радиоуглеродного анализа составила 10,0—6,6 тыс. лет назад.

Во-вторых, удалось найти и исследовать новые памятники культуры вальдивия. В 1971 г. один из авторов этой статьи (Х. Маркос) открыл на п-ове Санта-Элена памятник «Риал-Альто», раскопки которого серьезно изменили представления о происхождении и характере культуры. В ходе раскопок удалось проследить эволюцию этого поселения от небольшой стоянки с несколькими легкими жилищными конструкциями до крупного церемониального центра с площадкой для ритуалов, насыпными платформами и захоронениями племенной элиты. Было убедительно показано, что эта культура – раннеземледельческая. Исключительно важным является и то, что на Риал-Альто были обнаружены более древние, чем на Вальдивии, обитаемые горизонты возрастом 6,0—5,5 тыс. лет. Там тоже была найдена керамическая посуда, которая, однако, не демонстрирует столь явного сходства с керамикой японского дзёмона.

На памятнике Риал-Альто были раскопаны остатки не только жилищных конструкций (слева), но и ритуального сооружения с насыпными платформами и ступеням (справа). Фото из архива Х. Маркоса

По мнению первооткрывателя Риал-Альто, культура вальдивия зародилась в континентальной части Эквадора и лишь затем распространилась на побережья. И технология производства керамической посуды появляется в ней независимо от внешних импульсов, причем наиболее ранние образцы сосудов имитируют плетеные контейнеры или емкости из тыквы.

Таким образом, хронологический пробел между культурами Лас-Вегас и вальдивия сократился до 600—500 лет, и стало ясно, что именно в этих временных рамках следует искать следы самой первой керамической посуды.

Тем не менее на протяжении более тридцати лет Меггерс продолжала практически в одиночку (Эванс умер в 1981 г.) отстаивать гипотезу о связях дзёмона и вальдивии, указывая на неточности в датировках, приводя новые примеры сходства в орнаментике керамики двух культур и успешных трансокеанских плаваний и т. д.

Исследования на памятнике Риал-Альто представляются самым перспективным способом решения затянувшейся дискуссии, ведь в 1970-х гг. археологам удалось раскопать лишь 5 % от всей площади памятника! Более того, здесь известны участки, где культурный слой достигает наибольшей мощности. На самом памятнике создан музей, построены здания для экспозиций, лабораторные помещения и даже несколько жилых модулей, и в этом смысле он является прекрасной базой для археологической экспедиции. Требуется только новый проект и новая команда исследователей – эта проблема начала решаться в 2010—2013 гг.

На памятнике Риал-Альто создан музей со зданиями для экспозиций и лабораторными помещениями. Фото А. Табарева

В ядро новой команды исследователей Риал-Альто вошли российские исследователи – авторы этой статьи. Новосибирский археолог А. В. Табарев заинтересовался гипотезой «Дзёмон-Вальдивия» еще в конце 1990-х гг. Он несколько раз встречался с Б. Меггерс и вел с ней активную переписку вплоть до ее кончины в 2012 г.; работал с коллекциями археологических материалов культур вальдивия и Лас-Вегас в США, Канаде и в самом Эквадоре. Ученый из Владивостока А. Н. Попов за последние пять лет познакомился с огромным числом коллекций дзёмонской керамики в музеях и научных центрах Японии, изучал древние культуры тихоокеанского бассейна во время стажировок в Институте человека и природы (Япония, Киото) и в Университете Беркли (США, Сан-Франциско).

В 2010 г. в Эквадоре состоялась встреча будущих партнеров с первооткрывателем Риал-Альто Х. Маркосом – фактически, это был первый в истории визит российских археологов в эту страну. За прошедшие три года Маркосу при поддержке правительства Республики Эквадор удалось восстановить в Приморском политехническом институте в г. Гуаякиль магистерскую программу по подготовке профессиональных археологов, предусматривающую полевую археологическую практику. Российские археологи, в свою очередь, заручились поддержкой российских научных фондов, привлекли к участию в проекте специалистов по палеогеографии, палеомагнитной разведке и др.

В конце ноября 2013 г. российские ученые вновь побывали в Эквадоре. На официальной встрече в Приморском политехническом институте, на которой присутствовали не только специалисты из разных департаментов и сотрудники российского консульства в Эквадоре, но и представители индейской коммуны, на территории которой находится памятник Риал-Альто, первый российско-эквадорский археологический проект получил высокую оценку.

Новый этап раскопок на памятнике Риал-Альто намечен на сентябрь 2014 г. Кто знает, может быть, именно там будет поставлена точка в многолетней и бурной научной дискуссии.

Литература

Меггерс Б. Кто принес искусство керамики в Эквадор 5000 лет назад? Японские рыбаки? // Курьер ЮНЕСКО. 1967. № 12.

Соловьева Е. А., Табарев А. В., Табарева Ю. В. Диалоги с догу: к проблеме интерпретации антропоморфной пластики тихоокеанского бассейна // Мустье Забайкалья, загадочные догу и другие древности тихоокеанских стран. Тихоокеанская археология. Вып.18. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2010. С. 50—96.

Табарев А. В. Как начиналась легенда (культура вальдивия и дискуссия о возможности трансокеанских контактов в Пасифике) // Юбилей Лидера. Тихоокеанская археология. 2012. Вып. 23. С. 94—133.

Исследования поддержаны Научным фондом Дальневосточного федерального университета и Российским гуманитарным научным фондом (проект № 12-01-00001)

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments