Штурм королевских холмов. Русская археологическая экспедиция в Эквадоре
Авторов этой статьи свела вместе одна из интереснейших и нерешенных проблем археологии доколумбовой Америки – определение времени и места появления гончарства на южно-американском континенте. Согласно самой смелой гипотезе, глиняная посуда впервые появилась на побережье Эквадора в раннеземледельческой культуре вальдивия около 5 тыс. лет назад, и это событие было связано с трансокеанским плаванием носителей культуры дзёмон с Японского архипелага. Большинство же археологов считает, что истоки вальдивийского гончарства следует искать на самом континенте
Поиски ранних культур на побережье Эквадора связаны с именем археолога-любителя и бизнесмена Э. Эстрада Икаса и четой американских археологов Б. Меггерс и К. Эвансом из Смитсоновского института. Знаковое событие случилось в 1956 г., когда археологическая экспедиция обнаружила в небольшом рыбацком поселке Вальдивия многослойный археологический памятник с ранее неизвестной керамикой. Возраст культуры вальдивия, определенный с помощью радиоуглеродного датирования, составил 4,5—4,0 тыс., что дало основания считать, что речь идет о самой древней глиняной посуде не только в Эквадоре, но и во всей Южной Америке. Базируясь на характерных особенностях вальдивийской керамики, Эстрада выдвинул совершенно неожиданную версию, вызвавшую множество ожесточенных споров: истоки неведомой эквадорской культуры – Японский архипелаг, культура дзёмон!*
Интригу вокруг происхождения керамической посуды в Южной Америке обострили новые археологические открытия, сделанные в прибрежных районах Эквадора в 1970—1980-х гг. В том числе в южной части полуострова Санта-Элена в 1971 г. был открыт памятник культуры вальдивия Реаль-Альто. В середине 1970-х – начале 1980-х гг. американо-эквадорская экспедиция, заложив здесь три траншеи, обнаружила следы многочисленных жилищ, земляных платформ, ритуальных площадок и погребений с богатым инвентарем. На основе этих работ была определена хронология культуры вальдивия (5,5—3,5 тыс. лет назад) и предложена детальная классификация обнаруженной там керамической посуды. В 1988 г. на Реаль-Альто был официально открыт музейный комплекс под эгидой крупнейшего в Эквадоре Приморского политехнического университета (ЭСПОЛЬ, г. Гуаякиль).
Несмотря на все эти достижения, ситуация с изучением культуры вальдивия в целом остается достаточно парадоксальной. За все прошедшие годы так и не удалось ответить на ряд вопросов, в том числе принципиального характера. Во-первых, откуда ведет свое происхождение сама эта раннеземледельческая культура? Ведь между ней и предшествующей ей докерамической культурой Лас-Вегас (культурой охотников и собирателей, датируемой возрастом в 10,0—6,6 тыс. лет) существует загадочный пробел почти в тысячу лет. Во-вторых, откуда появилась в культуре вальдивия технология изготовления керамической посуды – была ли она изобретена на «месте» в прибрежной части Эквадора, или имеет «импортный характер»? Наконец, был ли прав Эстрада, выдвигая гипотезу о «заокеанских» корнях вальдивийской керамики?
Отсутствие ответов на эти важнейшие вопросы во многом связано с тем, что хотя на сегодняшний день известно уже около 30 памятников, относящихся к культуре вальдивия, лишь на пяти из них производились раскопки, притом весьма скромных масштабах. Даже на превратившемся в музей Реаль-Альто раскопки затронули не более 5 % всей территории памятника! И в этом смысле раскопки на этом уникальном памятнике национального культурного наследия должны были стать для эквадорских ученых долгожданным поиском ответов на давно назревшие вопросы, а для российских – первой в истории отечественной науки археологической экспедицией в Южную Америку.
В состав российской команды вошли специалисты, аспиранты, магистранты и студенты из Владивостока, Новосибирска и Москвы; в Гуаякиле к экседиции присоединились магистранты из ЭСПОЛЬ, а затем профессор Й. Каномата из Университета Тохоку (Сендай, Япония). Добавим, что перед этим три эквадорских магистранта программы по неотропической археологии приняли участие в раскопках неолитического памятника на о-ве Русский во Владивостоке, которые ведет один из авторов – А. Н. Попов. Приобретенный ими опыт оказался исключительно востребованным при раскопках в Эквадоре.
Наконец, в сентябре 2014 г. интернациональный коллектив ученых пошел на штурм Реаль-Альто – «Королевских холмов», названных так в честь разбившегося у побережья корабля с королевскими золотыми реалами. Археологи надеялись найти здесь свои сокровища в виде бесценных глиняных «черепков» и других уникальных артефактов.
Археология в тропиках
От Гуаякиля до Реаль-Альто езды чуть более двух часов. Наш лагерь базируется прямо в музейном комплексе, который состоит из здания с большой музейной экспозицией, лаборатории с тремя жилыми комнатами и санузлами, помещения для проведения собраний и лекций, а также небольшой кухни и традиционного для этих районов Эквадора свайного дома из бамбука. Последний служит одновременно и музейным экспонатом, и местом обитания мужской части команды. Кроме того, на комплексе постоянно проживает со своей семьей смотритель музея – индеец-мантеньо с удивительным именем Байрон, который с энтузиазмом взялся за обустройство нашего быта.
Надо отдать должное южно-американским партнерам из ЭСПОЛЬ: они сделали все возможное, чтобы работа и пребывание на Реаль-Альто были максимально комфортными. В нашем распоряжении всегда был микроавтобус, несколько модемов для выхода в Интернет, сотовые телефоны и даже рации для связи «раскоп–лагерь». Трехразовое питание обеспечивало небольшое придорожное кафе неподалеку, а в самом музейном комплексе был срочно проведен капитальный ремонт всей канализационной системы. Мы находились на постоянной связи с университетом, и все, что нельзя было приобрести на месте, оперативно доставлялось из Гуаякиля.
Российской команде, в свою очередь, пришлось везти через полмира солидный багаж с оборудованием, от тахеометра до георадара, и ей приходилось подолгу объясняться с таможней в каждом из промежуточных пунктов полета.
…Коварные эквадорские тропики диктуют свой, особый режим рабочего дня. Во времена культуры вальдивия поселение окружали влажные мангровые заросли, современный же ландшафт больше напоминает полупустыню с сухим колючим кустарником, кактусами и редкими деревцами. Мы вставали не позже шести часов утра, завтракали и уже до восьми были на раскопе. Жара, от которой не спасал и специально установленный тент, вынуждала делать днем трехчасовой перерыв на обед. После обеда начинал дуть легкий освежающий бриз со стороны океана, но уже в шесть часов вечера начинало стремительно темнеть, и работа перемещалась в лагерь, в камеральную лабораторию.
И, наконец, практически каждый вечер мы составляли русско-англо-испанский словарь. Дело было не столько в том, чтобы найти эквиваленты археологическим терминам и названиям различных находок. Гораздо важнее было составить «глоссарий действий на раскопе»: как держать совок, как правильно выравнивать стенки раскопа, как объяснить правила зачистки и извлечения из слоя находок и т. д. Таких словарей никто и никогда ранее не составлял.
Сокровища Реаль-Альто
Раскопки в Южной Америке можно сравнить с раскопками на другой планете, настолько все здесь незнакомое и непохожее. С другой стороны, мы серьезно готовились к этому проекту: собрали и изучили практически всю научную литературу, посвященную культуре вальдивия, вели активную переписку с археологами, которые когда-либо работали в Эквадоре, трижды побывали на памятнике в предшествующие годы и даже заранее определились с местом раскопа.
Для этого был выбран нетронутый участок в северо-восточной (наиболее возвышенной) части памятника. Недалеко от него команда под руководством американского археолога Дж. Дампа в 1984 г. заложила траншею, где удалось проследить следы ранних фаз культуры вальдивия и получить на основе радиоуглеродного датирования угля две самые древние для Реаль-Альто даты: 5495 и 5620 лет.
Общая площадь нашего раскопа в 2014 г. составила 16 м2 (два сектора по 8 м2). Раскопки велись методично, последовательным снятием небольших (8—10 см) горизонтов с последующей зачисткой, тщательной переборкой грунта и сортировкой находок на камень, керамику и раковины. Весь процесс фиксировался с помощью фототехники.
Так как культуросодержащие горизонты на памятнике сложены плотными аллювиальными и эоловыми отложениями, при высыхании они моментально превращались в очень мелкодисперсную пыль. Чтобы отследить характер залегания артефактов, стенки раскопа постоянно приходилось смачивать водой из специальных ручных помп. Работать можно было только в перчатках — мелкая ракушка сечет пальцы как бритва.
…Постепенно картина раскопа прояснялась. Полученный археологический материал условно делился на три последовательных слоя, при этом наиболее «богатыми» (содержащими камень, керамику, раковины, отдельные кости животных и птиц) оказались два верхних слоя. Участники экспедиции не переставали удивляться разнообразию форм и орнаментальным композициям вальдивийской посуды: композициям из треугольников и трапеций, налепным валикам, отпечаткам зерен кукурузы... Среди обнаруженных в раскопе многочисленных створок раковин («пищевых отходов») попадались и изделия из них: штампы для керамики, украшения, фрагменты емкостей или своего рода «ковшики». Особо были отмечены находки нескольких продолговатых галек из мягкого камня желтого, белого и оранжевого оттенков. Скорее всего, они являлись заготовками для производства знаменитых женских фигурок – вальдивийских «Венер».
Ниже последнего слоя с керамикой был обнаружен мощный (10—15 см) слой со множеством створок раковин. Дополнительные раскопки в одном из квадратов на 30—35 см вглубь показали, что ниже никакой археологический материал уже не встречается.
Осадили со всех сторон
Наша экспедиция, которая с самого начала задумывалась как комплексная и мультидисциплинарная, предполагала использование различных полевых методов. Так, параллельно с раскопками производилась инструментальная съемка территории Реаль-Альто, отбор проб почвы для проведения анализа пыльцы и реконструкции палеоклимата, а также зондирование памятника с помощью георадара.
На последний метод возлагались особые надежды: георадар дает уникальную возможность увидеть характер и последовательность заселения конкретного памятника, расположение жилищных конструкций, хозяйственных площадок и других объектов. Принцип действия георадара основан на излучении сверхширокополосных импульсов метрового и дециметрового диапазона электромагнитных волн и приеме сигнала, отраженного от предметов или неоднородностей (археологических объектов), которые имеют отличную от внешней среды диэлектрическую проницаемость или проводимость. На Реаль-Альто георадиолокационные исследования были проведены на территории 120 × 90 м, которая была разбита на 18 полигонов, ориентированных по сторонам света.
В ходе работ на раскопе из средней части культуросодержащих отложений были отобраны пробы для радиоуглеродного датирования: две пробы – нагар на керамике, и одна – из небольшого скопления угля. Как уже упоминалось, археологические материалы сопровождались значительным количеством раковин, а также костями животных (собака, косуля), рыб и птиц, встречались даже отдельные кости крупных морских животных (возможно, кита). Все эти находки тщательно обрабатывались и классифицировались палеобиологом.
Отдельно следует упомянуть работу нашего японского коллеги, профессора Й. Каномата, который привез с собой небольшую микроскопическую лабораторию для поисков на найденных каменных артефактах следов их использования. Ведь подавляющее большинство каменных изделий представляет собой грубые галечные отщепы, и определить их функцию возможно лишь с помощью бинокулярного исследования.
Итоги эквадорской весны
Археологические работы на Реаль-Альто закончились в самом разгаре эквадорской весны, когда полупустынные пейзажи запестрели свежими красками, а прямо перед лабораторией распустились яркие желтые цветы на дереве с причудливым индейским названием гуачепели. Раскопки на Реаль-Альто широко освещались в средствах массовой информации Эквадора, и на какое-то время мы даже стали знаменитыми. Даже офицеры службы контроля в аэропорту не стали досматривать наш багаж с пристрастием.
С момента окончания работ прошло не так много времени, но у нас уже есть первые результаты, часть из которых весьма интересна, если не сказать сенсационна.
Во-первых, в конце октября 2014 г. были получены три новые радиоуглеродные даты (от 4490±30 до 4620±30 лет назад), которые соответствуют второму этапу в хронологии культуры вальдивия и данным по типологии археологического материала.
Во-вторых, весь обнаруженный керамический материал по своим характеристикам (форме сосудов, их размерам, орнаментации) очень хорошо укладывается именно в ранние этапы культуры вальдивия (примесь черепков более поздних этапов или иных культур составляет менее 0,5 %). Таким образом, очевидно, что раскопанный нами комплекс не был переотложен и потревожен последующими обитателями «Королевских холмов».
Судя по обнаруженной керамике, каменная индустрия культуры вальдивия лишь незначительно отличается от предшествующей ей индустрии культуры Лас-Вегас. Сырье, техника расщепления, набор орудий – все это с очевидностью свидетельствует о местной преемственности. При этом стратиграфические наблюдения за последовательностью залегания слоев с находками не подтвердили наличие существенного разрыва между докерамическим и раннекерамическим периодами. Скорее, следует считать, что переход от одного к другому произошел достаточно быстро.
И, наконец, очень интригующе выглядят предварительные данные расшифровки георадарного зондирования. Мы ожидали, что наш прибор сможет «увидеть» лишь следы жилищ и раковинных куч, но специалисты уверены в существовании в этой части памятника больших искусственных насыпей высотой от 20 см до 1 м. Если это так, и обитатели Реаль-Альто начали возводить монументальные сооружения уже на самых ранних этапах культуры вальдивия (а не с третьего этапа, как считалось раньше), то время появления раннеземледельческой цивилизации в Северных Андах отодвигается в прошлое почти на тысячу лет!
Конечно, все данные, полученные в ходе археологической экспедиции 2014 г., еще будут анализироваться и перепроверяться. Однако обнаруженная нами керамика ранней вальдивии не имеет ничего общего с керамикой культуры дзёмон и никоим образом не может от нее происходить. Таким образом, пока не удалось найти ни одного доказательства гипотезы об интродукции гончарства в Эквадор из Японии. Поражает другое: даже самая ранняя керамика демонстрирует достаточно высокую технологию формовки и обжига. Поэтому вопрос о месте и времени происхождения местного гончарства пока остается открытым.
Нужно отметить, что наши результаты ни в коей мере не снимают вопрос о самой возможности транстихоокеанских плаваний в древности. В искусстве более поздних культур из прибрежных частяей Эквадора и Колумбии имеется множество интереснейших сходных черт с искусством культур Японии и Китая, которые ждут своего изучения и объяснения.
Что касается Реаль-Альто, то в сентябре 2015 г. планируется проведение второго сезона раскопок. В состав экспедиции помимо наших эквадорских коллег войдут российские специалисты из Владивостока, Новосибирска и Москвы, а также археологи из японского Университета Тохоку и колумбийского Университета Каука. Планируется также продолжить геофизические исследования (сделать раскоп для проверки характера аномалий и их расположения), трасологический анализ каменных орудий и анализ палеофауны, а также работу с коллекциями антропологического материала, включая анализ зубов и взятие проб на ДНК.
Главная цель сезона 2015 г. – обнаружить самые ранние следы гончарства на южно-американском континенте, и памятник Реаль-Альто является в этом отношении наиболее перспективным. Очень важно найти и четко зафиксировать момент появления первой глиняной посуды – «день рождения» новой культуры на древних Королевских холмах.
*Подробнее читайте в «НАУКА из первых рук», 2013. № 5/6 (53/54), с. 124–141.
Литература
Табарев А. В., Маркос Х. Г., Попов А. Н. Эквадор: по следам одной необычной археологической гипотезы // Наука из первых рук. 2013. № 5–6. С. 124—141.
Табарев А. В. Культурный и палеоэкономический аспекты появления древнейшей керамической посуды на востоке Евразии и в Южной Америке (Колумбия, Эквадор) // Тр. IV (XX) Всерос. археологического съезда в Казани. Казань: Отечество, 2014. Т. I. С. 354—356.
Табарев А. В., Попов А. Н. Возвращение в Южную Америку: некоторые итоги, проблемы, перспективы // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2013 г. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2014. Т. XX. С. 289—291.
Исследования проводятся при поддержке Научного фонда Дальневосточного федерального университета (Владивосток)