Совсем не «Печальные Тропики»
Более полувека назад эквадорский исследователь Э. Эстрада со своими американскими коллегами на основе исследования керамики культуры вальдивия, обнаруженной в прибрежной части Эквадора, выдвинули смелую гипотезу о том, что около 6,0—5,5 тыс. л. н. технология производства керамической посуды была привнесена в доколумбову Америку носителями культуры дзёмон (Японский архипелаг), чьи рыболовные суда, благодаря течениям, могли совершать трансокеанские путешествия. Расколов научное сообщество на яростных критиков и сторонников, эта гипотеза вот уже более полувека является предметом оживленной дискуссии.
Чтобы разгадать загадку происхождения гончарства в Новом Свете, авторы статьи в 2014 г. начали реализацию первого совместного российско-эквадорского археологического проекта. Объектом комплексных исследований стал уникальный памятник культуры вальдивия Реаль-Альто
Побережье Эквадора оставалось белым пятном на археологической карте Южной Америки до середины ХХ в. Пионерные исследования Х. Хихон-и-Кааманьо, М. Улле, М. Савиля, Дж. Бушнелла и других археологов 1910—1930-х гг. лишь приоткрыли завесу над древними культурами этого региона. Новый этап археологических исследований в Эквадоре связан с деятельностью археолога-любителя Эмилио Эстрада Икаса (1916—1961).
Осенью 1953 г. во время поездки в США Э. Эстрада посетил Смитсоновский институт, где познакомился с четой американских археологов Б. Меггерс и К. Эвансом, с которыми консультировался по вопросам перспектив эквадорской археологии.
Археология начинается с загадок
Знаковое событие произошло в октябре 1956 г., когда сотрудник Э. Эстрады Феликс Мартинес обнаружил в небольшом рыбацком поселке Вальдивия многослойный памятник с необычной керамикой. Э. Эстрада немедленно связался с Б. Мэггерс и К. Эвансом. В 1957—1961 гг. они производили интенсивные раскопки на памятнике. Основываясь на результатах этих работ, исследователи сделали вывод, что вальдивийская керамика действительно относится к весьма раннему периоду. Радиоуглеродное датирование раковин из слоя с керамикой позволило определить возраст культуры вальдивия, который составил 4,5—4,0 тыс. лет, и сделать вывод, что речь идет о самой древней глиняной посуде не только в Эквадоре, но и во всей Южной Америке!
«Печальные тропики» (1955) – название книги известного французского этнолога К. Леви-Стросса, посвященной культуре южно-американских индейцев и ее печальной, по мнению автора, перспективеКаждое крупное открытие в археологии неизбежно порождает множество вопросов. И вальдивийская керамика не стала исключением. Главными стали вопросы, связанные с ее происхождением – местная или импортная? А если импортная, то из какого региона – Перу, Мексика? И вот здесь Эстрада выдвинул совершенно необычную версию: истоки неведомой эквадорской культуры – Японский архипелаг, культура дзёмон!
Судя по информации из публикаций и устных источников, толчком к формулировке гипотезы стала находка на памятнике Вальдивия фрагментов сосуда с необычным венчиком – Сastellated (в форме зубцов башни замка). Четыре «зубца» симметрично располагаются по венчику сосудов. Этот элемент и вызвал у Э. Эстрада ассоциации с японским дзёмоном.
Итак, основные положения гипотезы «Дзёмон–Вальдивия» можно свести к следующему:
– самая древняя керамическая посуда в Новом Свете появляется на побережье Эквадора в доземледельческой культуре вальдивия около 5 тыс. л. н. И это не начальная, а уже зрелая, сформировавшаяся технология, представленная разнообразными формами сосудов и сложными орнаментами;
– серия орнаментальных стилей, представленных на памятнике Вальдивия, не находит прототипов или близких аналогий в Новом Свете, зато обнаруживает поразительное сходство с керамикой раннего и среднего дзёмона на островах Хонсю и Кюсю в диапазоне 7—5 тыс. л. н.;
– такое совпадение не может быть случайным, оно является результатом интродукции технологии керамического производства в Южную Америку носителями культуры дзёмон в рамках трансокеанского плавания.
Гипотеза наделала много шума: статьи, репортажи и интервью с ее авторами публиковали самые известные издания – Time (1961), Newsweek (1962), The Evening Star (1962), The New York Times (1966), Scientific American (1966), El Correo de la UNESCO (1967) и т. д. Появились многочисленные сторонники этой гипотезы и ее яростные критики. Гипотеза стала легендой.
Интригу вокруг происхождения керамической посуды в Южной Америке обострили новые археологические исследования в прибрежных районах Эквадора в 1970-х гг. Во-первых, были найдены следы еще более древней культуры – Лас-Вегас. В промежутке от 10 до 6,6 тыс. л. н. ее носители также обитали на территории полуострова Санта-Элена, занимались охотой, собирательством и рыболовством, керамическая посуда была им еще не известна.
Во-вторых, удалось обнаружить новые памятники самой культуры вальдивия. В 1971 г. Х. Маркос открыл на полуострове Санта-Элена памятник Реаль-Альто, раскопки которого серьезно изменили представления о происхождении и характере культуры. В ходе раскопок удалось проследить эволюцию этого поселения от небольшой стоянки до крупного церемониального центра с площадкой для ритуалов, насыпными платформами и захоронениями племенной элиты. Было убедительно доказано, что эта культура – раннеземледельческая (маис, тыква, хлопчатник). Исключительно важным является и то, что на Реаль-Альто обнаружены более древние (чем на памятнике Вальдивия) горизонты обитания – их возраст достигает 6,0—5,5 тыс. л. н., в них тоже есть керамическая посуда, но она уже не демонстрирует никаких сходств с керамикой японского дзёмона. Таким образом, хронологический пробел между культурами Лас-Вегас и вальдивия сократился до 600—500 лет, именно в рамках этого времени и следует искать истоки гончарства.
По мнению Х. Маркоса, культура вальдивия зарождается в континентальной части Эквадора и лишь затем распространяется к побережьям, технология производства керамической посуды появляется в ней независимо от внешних импульсов, а наиболее ранние образцы сосудов имитируют плетеные контейнеры или емкости из тыквы.
Итак, именно памятник Реаль-Альто представлялся самым перспективным объектом для решения затянувшейся дискуссии – в 1970-х гг. археологи раскопали лишь 5 % от всей площади памятника! На самом памятнике создан музей, построены здания для экспозиций, помещения для лаборатории и даже несколько жилых модулей – прекрасная база для археологической экспедиции. Нужны лишь команда исследователей, новый проект и новые раскопки.
Ядро новой команды составили специалисты, аспиранты, магистранты и студенты из Владивостока (ДВФУ), Новосибирска (ИАЭТ СО РАН) и Москвы (ИА РАН), а также Приморского политехнического университета (ESPOL, г. Гуаякиль). Впоследствии к работам присоединился наш японский коллега из Университета Тохоку (г. Сендай). В сентябре 2014 г. интернациональный коллектив ученых пошел на штурм «Королевских холмов».
Сезон 2014. Штурм Королевских холмов
Надо отдать должное южно-американским партнерам из ЭСПОЛЬ – они сделали все возможное, чтобы работа и пребывание на Реаль-Альто были максимально комфортными. В нашем распоряжении всегда был микроавтобус, несколько модемов для выхода в Интернет, сотовые телефоны и даже рации для связи «раскоп–лагерь». Нам, в свою очередь, пришлось везти через полмира громоздкий багаж с оборудованием (тахеометр, тренога, рейка с призмой, георадар) и подолгу объясняться с таможней в каждом из промежуточных пунктов (Москва, Амстердам, Гуаякиль).
Мало того что мы вынуждены были быстро адаптироваться к жизни в ином временном измерении (12 часов разница с Новосибирском, 15 – с Владивостоком), так еще и коварные эквадорские тропики диктовали свой, особый, режим рабочего дня. Во времена культуры вальдивия вокруг поселения были влажные мангровые заросли, а сегодня ландшафт больше напоминает полупустыню с сухим колючим кустарником, кактусами и редкими деревцами. Мы вставали не позже шести часов утра, завтракали и еще до восьми начинали работу на раскопе. Жара вынуждала нас делать трехчасовой перерыв на обед. В это время появлялся легкий бриз со стороны океана, но уже к шести часам вечера начинало стремительно темнеть, и мы перемещались в лагерь для работы с материалами.
Общая площадь нашего раскопа в 2014 г. составила 16 м2 (два сектора по 8 м2). Для этого мы выбрали участок в северо-восточной части памятника. Недалеко от него в 1975—1977 гг. команда под руководством северо-американского археолога Дж. Дампа заложила траншею, где удалось проследить следы ранних фаз культуры вальдивия и получить на основе радиоуглеродного датирования угля две самые древние для Реаль-Альто даты: 5495 и 5620 лет.
Раскопки велись методично, последовательным снятием небольших (8—10 см) горизонтов с последующей зачисткой, тщательной переборкой грунта и сортировкой находок на камень, керамику и раковины. Весь процесс фиксировался с помощью фототехники. Так как культуросодержащие горизонты на памятнике сложены плотными аллювиальными и эоловыми отложениями, при высыхании они моментально превращались в очень мелкодисперсную пыль. Чтобы отследить характер залегания артефактов, стенки раскопа постоянно приходилось смачивать водой из специальных ручных помп. Работать можно было только в перчатках – мелкая ракушка сечет пальцы как бритва.
Постепенно картина раскопа прояснялась. Полученный археологический материал условно делился на три последовательных слоя, при этом наиболее «богатыми» (содержащими камень, керамику, раковины, отдельные кости животных и птиц) оказались два верхних слоя. Участники экспедиции не переставали удивляться разнообразию форм и орнаментальным композициям вальдивийской посуды: композициям из треугольников и трапеций, налепным валикам, отпечаткам зерен кукурузы... Среди обнаруженных в раскопе многочисленных створок раковин («пищевых отходов») попадались и изделия из них: штампы для керамики, украшения, фрагменты емкостей или своего рода «ковшики». Особо были отмечены находки нескольких продолговатых галек из мягкого камня желтого, белого и оранжевого оттенков. Скорее всего, они являлись заготовками для производства знаменитых женских фигурок – вальдивийских «Венер».
Ниже последнего слоя с керамикой был обнаружен мощный (10—15 см) слой со множеством створок раковин. Дополнительные раскопки в одном из квадратов на 30—35 см вглубь показали, что ниже никакой археологический материал уже не встречается.
С самого начала мы задумывали нашу экспедицию как мультидисциплинарную, определяя сразу несколько исследовательских задач и использование различных полевых методов. Так, параллельно с раскопками производились инструментальная съемка территории Реаль-Альто, отбор проб для проведения радиоуглеродного датирования и почвы для проведения палинологического анализа, описание многочисленного фаунистического материала (кости животных, птиц, рыб, раковины моллюсков), а также зондирование памятника с помощью георадара.
С момента окончания работ не прошло и трех месяцев, а у нас уже появились первые результаты, которые нас необычайно воодушевили.
Во-первых, каменная индустрия культуры вальдивия лишь незначительно отличается от предшествующей ей индустрии культуры Лас-Вегас, она со всей очевидностью (сырье, техника расщепления, набор орудий) показывает местную преемственность и не свидетельствует ни о каких влияниях извне. Наблюдения за стратиграфией (последовательность залегания слоев с находками) также пока не подтверждают наличие разрыва между докерамическим и раннекерамическим периодами.
Во-вторых, керамический материал (формы сосудов, их размеры, рисунок орнамента) очень хорошо укладывается именно в ранние этапы культуры вальдивия. Таким образом, раскопанный нами комплекс не переотложен и не потревожен последующими обитателями «Королевских холмов». К сожалению, ничего общего с керамикой культуры дзёмон мы не увидели, так что гипотеза об интродукции гончарства в Эквадор из Японии пока не подтверждается. Поражает другое: даже самые ранние фрагменты керамики свидетельствуют о достаточно высокой технологии формовки и обжига – т. е. это не начальные этапы производства посуды, и вопрос о месте и времени гончарства остается открытым.
В-третьих, уже в конце октября 2014 г. нам удалось получить новые радиоуглеродные даты от (4490±30 до 4620±30 лет назад), которые соответствуют второму этапу в хронологии культуры вальдивия и данным по типологии археологического материала.
И, наконец, очень интригующе выглядят предварительные данные расшифровки георадарного зондирования. Помимо раковинных куч и следов жилищ радарная картинка позволяет предполагать в этой части памятника наличие больших искусственных насыпей высотой от 20 см до 1 м. Если это так, и обитатели Реаль-Альто начали возводить монументальные сооружения уже на самых ранних этапах культуры вальдивия (а не с третьего этапа, как считалось раньше), то время появления раннеземледельческой цивилизации в Северных Андах удревняется почти на тысячу лет! Необходимость в продолжении исследований была очевидной…
Сезон 2015. Успеть до Эль-Ниньо
Подготовка второго сезона складывалась непросто: существенный рост доллара и цен на авиабилеты; отмены и переносы авиарейсов в связи с возросшей активностью вулкана Котопакси; эпидемия лихорадки чукунгуйя, переносимой комарами… И, конечно же, угроза надвигающегося Эль-Ниньо – природного феномена, с непредсказуемой периодичностью обрушивающегося на тихоокеанское побережье Перу и Эквадора, приносящего потепление прибрежных вод, гибель планктона и рыбы, проливные дожди, оползни и другие катастрофические для экономики региона неприятности. Обычно его признаки начинают проявляться ближе к сентябрю–октябрю, а пик приходится на ноябрь–февраль. Последнее сильное Эль-Ниньо было у побережья Эквадора в 1983 г., тогда ливни смывали поля и плантации, заливали города и поселки…
Несмотря на это, задачи на сезон были масштабные. Мы запланировали зачистку прошлогоднего раскопа и снятие бровки между секторами, а также разметили две 20-метровые траншеи на север и восток от основного раскопа. Как и в 2014 г., с нами работали коллеги из Приморского политехнического университета (ЭСПОЛЬ), а также местные крестьяне, помощь которых оказалась как нельзя кстати. Одновременно с раскопками мы предусматривали детализацию георадарной съемки, анализ фаунистического материала и отбор проб для радиоуглеродного датирования. Надо было успеть до Эль-Ниньо!
И «Госпожа Удача» сопутствовала нам – второй сезон раскопок на Реаль-Альто оказался исключительно богат на находки. Каменные орудия, керамика с разнообразным орнаментом, следы жилищ… Остановимся лишь на наиболее значимых!
Все началось с обнаружения на контакте бескерамического и раннекерамического горизонтов фрагментов необычной керамики. Ранее ее единичные кусочки исследователи отмечали в Траншее С на Реаль-Альто и ниже вальдивийского слоя на эпонимном памятнике Вальдивия. Было даже предложено название – керамика «Сан-Педро», но ее соотношение с культурой вальдивия оставалось загадкой. По нашему мнению, Сан-Педро технологически предшествует вальдивии, а также отличается более примитивным орнаментом. Это может означать, что мы имеем дело с еще одной раннекерамической культурой (5,5—5,0 тыс. л. н.) на побережье Эквадора или с начальными этапами производства керамики в культуре вальдивия!
Особенно порадовали нас траншеи, которые позволили не только проследить распространение, особенности и мощность культурных отложений, но и получить уникальные находки.
Так, в восточной траншее было найдено более 30 фрагментов керамических фигурок – различной формы и размеров, с изящными прическами, особенной мимикой, положением рук… Это так называемые «вальдивийские Венеры» – атрибут загадочных ритуалов на Реаль-Альто. Еще две фигурки обнаружили при раскопках северной траншеи, но в отличие от керамической серии эти изделия были выполнены из мягкого камня и лишь контурами напоминают очертания человеческого тела. Они относятся к самому раннему этапу культуры вальдивия.
В обеих траншеях мы четко проследили существование бескерамического горизонта (мощностью 10—15 см), связанного со слоем раковин Anadara, средой обитания которых являются прибрежные мангровые экосистемы. В этом горизонте было обнаружено много изделий из камня – орудия на галечных отщепах, отбойники, нуклеусы, сверла, проколки, – которые иллюстрируют хозяйственный цикл полуоседлых охотников-собирателей. Кроме того, в изобилии встречались как обломки терочников, так и отдельные производственные площадки с целыми орудиями для обработки кости, раковин, растительной пищи, а также растирания охры.
В каждой из траншей было обнаружено по погребению. Это находки исключительной важности. Дело не только в том, что они, возможно, относятся к самому раннему этапу культуры вальдивия, погребения для которого ранее практически не были известны. Погребения выполнены по правилам двух разных обрядов: первичного, с анатомически полным костяком, и вторичного, когда в могилу укладывалась лишь часть костей, предварительно очищенных от плоти. Оба погребения сопровождались интересными находками. Так, например, вокруг черепа погребения в восточной траншее были найдены три нуклеуса, кусочек белого коралла, а под тазом и в правой руке – отполированные галечки, ложка из раковины и стертый фрагмент охры, которым перед погребением были выкрашены берцовые кости. Останки были аккуратно упакованы в пластиковые контейнеры и перевезены в ЭСПОЛЬ, теперь с ними будут работать антропологи. Возраст, пол, рост, особенности питания, болезни – все это можно будет установить.
Естественно, что из погребений нами был отобран материал для радиоуглеродного датирования, а также образцы для анализа ДНК. Никогда ранее такие исследования с антропологическим материалом не производились – впервые появилась возможность узнать родословную вальдивийцев!
Мы предполагаем, что траншеями лишь затронули края большого вальдивийского некрополя, и дальнейшие раскопки на этом участке могут принести еще более удивительные открытия.
Итак, новые находки и новые ожидания – результата радиоуглеродного датирования, анализа ДНК, расшифровки показаний георадара, антропологического изучения материалов погребений. Исследования на Реаль-Альто вступили в очень важную фазу – если раскопки 1970-х гг. впервые открыли научному миру ранее неизвестную раннеземледельческую культуру, то новый цикл комплексных исследований может привести к кардинальному пересмотру наших представлений о вальдивии, ее истоках и уровне развития. Сложные погребальные ритуалы, земляные пирамиды, зашифрованная в искусстве информация, развитые технологии гончарства – неолитическая цивилизация? Почему нет?
Такими, совсем не «печальными», оказались тропики в 2015 г. Есть ощущение того, что мы вплотную подошли к разгадке вальдивийского ребуса, и есть жгучее желание вернуться на Реаль-Альто в следующем году.
Литература
Табарев А. В., Попов А. Н. Возвращение в Южную Америку: некоторые итоги, проблемы, перспективы // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2013 г. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. Т. XX. С. 289—291.
Табарев А. В., Маркос Х. Г., Попов А. Н. Эквадор: по следам одной необычной археологической гипотезы // НАУКА из первых рук. 2013. № 5—6. С. 124—141.
Табарев А. В., Маркос Х. Г., Попов А. Н. Штурм Королевских холмов. Русская археологическая экспедиция в Эквадоре // НАУКА из первых рук. 2015. № 2(62). С. 112—125.
Табарев А. В., Каномата Й. «Тропический пакет»: особенности каменных индустрий древнейших культур Тихоокеанского бассейна (на примере побережья Эквадора) // Археология, этнография, антропология Евразии. 2015. Т. 43. № 3. С. 64—76.
Исследования выполняются при поддержке Научного фонда ДВФУ и РГНФ (проект № 4-01-00017)