• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
3742
Раздел: Археология

Совсем не «Печальные Тропики»

Более полувека назад эквадорский исследователь Э. Эстрада со своими американскими коллегами на основе исследования керамики культуры вальдивия, обнаруженной в прибрежной части Эквадора, выдвинули смелую гипотезу о том, что около 6,0—5,5 тыс. л. н. технология производства керамической посуды была привнесена в доколумбову Америку носителями культуры дзёмон (Японский архипелаг), чьи рыболовные суда, благодаря течениям, могли совершать трансокеанские путешествия. Расколов научное сообщество на яростных критиков и сторонников, эта гипотеза вот уже более полувека является предметом оживленной дискуссии.

Чтобы разгадать загадку происхождения гончарства в Новом Свете, авторы статьи в 2014 г. начали реализацию первого совместного российско-эквадорского археологического проекта. Объектом комплексных исследований стал уникальный памятник культуры вальдивия Реаль-Альто

Побережье Эквадора оставалось белым пятном на археологической карте Южной Америки до середины ХХ в. Пионерные исследования Х. Хихон-и-Кааманьо, М. Улле, М. Савиля, Дж. Бушнелла и других археологов 1910—1930-х гг. лишь приоткрыли завесу над древними культурами этого региона. Новый этап археологических исследований в Эквадоре связан с деятельностью археолога-любителя Эмилио Эстрада Икаса (1916—1961).

Осенью 1953 г. во время поездки в США Э. Эстрада посетил Смитсоновский институт, где познакомился с четой американских археологов Б. Меггерс и К. Эвансом, с которыми консультировался по вопросам перспектив эквадорской археологии.

Археология начинается с загадок

Знаковое событие произошло в октябре 1956 г., когда сотрудник Э. Эстрады Феликс Мартинес обнаружил в небольшом рыбацком поселке Вальдивия многослойный памятник с необычной керамикой. Э. Эстрада немедленно связался с Б. Мэггерс и К. Эвансом. В 1957—1961 гг. они производили интенсивные раскопки на памятнике. Основываясь на результатах этих работ, исследователи сделали вывод, что вальдивийская керамика действительно относится к весьма раннему периоду. Радиоуглеродное датирование раковин из слоя с керамикой позволило определить возраст культуры вальдивия, который составил 4,5—4,0 тыс. лет, и сделать вывод, что речь идет о самой древней глиняной посуде не только в Эквадоре, но и во всей Южной Америке!

«Печальные тропики» (1955) – название книги известного французского этнолога К. Леви-Стросса, посвященной культуре южно-американских индейцев и ее печальной, по мнению автора, перспективе

Каждое крупное открытие в археологии неизбежно порождает множество вопросов. И вальдивийская керамика не стала исключением. Главными стали вопросы, связанные с ее происхождением – местная или импортная? А если импортная, то из какого региона – Перу, Мексика? И вот здесь Эстрада выдвинул совершенно необычную версию: истоки неведомой эквадорской культуры – Японский архипелаг, культура дзёмон!

Согласно гипотезе Э. Эстрада, носители культуры дзёмон совершили трансокеанское плавание от Японского архипелага к побережью Эквадора. По: (Эстрада, 1961)

Судя по информации ...

comments powered by HyperComments