• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
8801
Раздел: Археология
Совсем не «Печальные Тропики»

Совсем не «Печальные Тропики»

Более полувека назад эквадорский исследователь Э. Эстрада со своими американскими коллегами на основе исследования керамики культуры вальдивия, обнаруженной в прибрежной части Эквадора, выдвинули смелую гипотезу о том, что около 6,0—5,5 тыс. л. н. технология производства керамической посуды была привнесена в доколумбову Америку носителями культуры дзёмон (Японский архипелаг), чьи рыболовные суда, благодаря течениям, могли совершать трансокеанские путешествия. Расколов научное сообщество на яростных критиков и сторонников, эта гипотеза вот уже более полувека является предметом оживленной дискуссии.

Чтобы разгадать загадку происхождения гончарства в Новом Свете, авторы статьи в 2014 г. начали реализацию первого совместного российско-эквадорского археологического проекта. Объектом комплексных исследований стал уникальный памятник культуры вальдивия Реаль-Альто

Побережье Эквадора оставалось белым пятном на археологической карте Южной Америки до середины ХХ в. Пионерные исследования Х. Хихон-и-Кааманьо, М. Улле, М. Савиля, Дж. Бушнелла и других археологов 1910—1930-х гг. лишь приоткрыли завесу над древними культурами этого региона. Новый этап археологических исследований в Эквадоре связан с деятельностью археолога-любителя Эмилио Эстрада Икаса (1916—1961).

Осенью 1953 г. во время поездки в США Э. Эстрада посетил Смитсоновский институт, где познакомился с четой американских археологов Б. Меггерс и К. Эвансом, с которыми консультировался по вопросам перспектив эквадорской археологии.

Археология начинается с загадок

Знаковое событие произошло в октябре 1956 г., когда сотрудник Э. Эстрады Феликс Мартинес обнаружил в небольшом рыбацком поселке Вальдивия многослойный памятник с необычной керамикой. Э. Эстрада немедленно связался с Б. Мэггерс и К. Эвансом. В 1957—1961 гг. они производили интенсивные раскопки на памятнике. Основываясь на результатах этих работ, исследователи сделали вывод, что вальдивийская керамика действительно относится к весьма раннему периоду. Радиоуглеродное датирование раковин из слоя с керамикой позволило определить возраст культуры вальдивия, который составил 4,5—4,0 тыс. лет, и сделать вывод, что речь идет о самой древней глиняной посуде не только в Эквадоре, но и во всей Южной Америке!

«Печальные тропики» (1955) – название книги известного французского этнолога К. Леви-Стросса, посвященной культуре южно-американских индейцев и ее печальной, по мнению автора, перспективе

Каждое крупное открытие в археологии неизбежно порождает множество вопросов. И вальдивийская керамика не стала исключением. Главными стали вопросы, связанные с ее происхождением – местная или импортная? А если импортная, то из какого региона – Перу, Мексика? И вот здесь Эстрада выдвинул совершенно необычную версию: истоки неведомой эквадорской культуры – Японский архипелаг, культура дзёмон!

Согласно гипотезе Э. Эстрада, носители культуры дзёмон совершили трансокеанское плавание от Японского архипелага к побережью Эквадора. По: (Эстрада, 1961)

Судя по информации из публикаций и устных источников, толчком к формулировке гипотезы стала находка на памятнике Вальдивия фрагментов сосуда с необычным венчиком – Сastellated (в форме зубцов башни замка). Четыре «зубца» симметрично располагаются по венчику сосудов. Этот элемент и вызвал у Э. Эстрада ассоциации с японским дзёмоном.

Итак, основные положения гипотезы «Дзёмон–Вальдивия» можно свести к следующему:

– самая древняя керамическая посуда в Новом Свете появляется на побережье Эквадора в доземледельче­ской культуре вальдивия около 5 тыс. л. н. И это не начальная, а уже зрелая, сформировавшаяся технология, представленная разнообразными формами сосудов и сложными орнаментами;

– серия орнаментальных стилей, представленных на памятнике Вальдивия, не находит прототипов или близких аналогий в Новом Свете, зато обнаруживает поразительное сходство с керамикой раннего и среднего дзёмона на островах Хонсю и Кюсю в диапазоне 7—5 тыс. л. н.;

– такое совпадение не может быть случайным, оно является результатом интродукции технологии керамического производства в Южную Америку носителями культуры дзёмон в рамках трансокеанского плавания.

Гипотеза наделала много шума: статьи, репортажи и интервью с ее авторами публиковали самые известные издания – Time (1961), Newsweek (1962), The Evening Star (1962), The New York Times (1966), Scientific American (1966), El Correo de la UNESCO (1967) и т. д. Появились многочисленные сторонники этой гипотезы и ее яро­стные критики. Гипотеза стала легендой.

Интригу вокруг происхождения керамической посуды в Южной Америке обострили новые археологические исследования в прибрежных районах Эквадора в 1970-х гг. Во-первых, были найдены следы еще более древней культуры – Лас-Вегас. В промежутке от 10 до 6,6 тыс. л. н. ее носители также обитали на территории полуострова Санта-Элена, занимались охотой, собирательством и рыболовством, керамическая посуда была им еще не известна.

Во-вторых, удалось обнаружить новые памятники самой культуры вальдивия. В 1971 г. Х. Маркос открыл на полуострове Санта-Элена памятник Реаль-Альто, раскопки которого серьезно изменили представления о происхождении и характере культуры. В ходе раскопок удалось проследить эволюцию этого поселения от небольшой стоянки до крупного церемониального центра с площадкой для ритуалов, насыпными платформами и захоронениями племенной элиты. Было убедительно доказано, что эта культура – раннеземледельческая (маис, тыква, хлопчатник). Исключительно важным является и то, что на Реаль-Альто обнаружены более древние (чем на памятнике Вальдивия) горизонты обитания – их возраст достигает 6,0—5,5 тыс. л. н., в них тоже есть керамическая посуда, но она уже не демонстрирует никаких сходств с керамикой япон­ского дзёмона. Таким образом, хронологический пробел между культурами Лас-Вегас и вальдивия сократился до 600—500 лет, именно в рамках этого времени и следует искать истоки гончарства.

На памятнике Риал-Альто были раскопаны остатки не только жилищных конструкций (слева), но и ритуального сооружения с насыпными платформами и ступенями (справа). Фото из архива Х. Маркоса

По мнению Х. Маркоса, культура вальдивия зарождается в континентальной части Эквадора и лишь затем распространяется к побережьям, технология производства керамической посуды появляется в ней независимо от внешних импульсов, а наиболее ранние образцы сосудов имитируют плетеные контейнеры или емкости из тыквы.

Итак, именно памятник Реаль-Альто представлялся самым перспективным объектом для решения затянувшейся дискуссии – в 1970-х гг. археологи раскопали лишь 5 % от всей площади памятника! На самом памятнике создан музей, построены здания для экспозиций, помещения для лаборатории и даже несколько жилых модулей – прекрасная база для археологической экспедиции. Нужны лишь команда исследователей, новый проект и новые раскопки.

Команда археологической экспедиции на базе – музейном комплексе Реаль-Альто

Ядро новой команды составили специалисты, аспиранты, магистранты и студенты из Владивостока (ДВФУ), Новосибирска (ИАЭТ СО РАН) и Москвы (ИА РАН), а также Приморского политехнического университета (ESPOL, г. Гуаякиль). Впоследствии к работам присоединился наш японский коллега из Университета Тохоку (г. Сендай). В сентябре 2014 г. интернациональный коллектив ученых пошел на штурм «Королевских холмов».

Сезон 2014. Штурм Королевских холмов

Надо отдать должное южно-американским партнерам из ЭСПОЛЬ – они сделали все возможное, чтобы работа и пребывание на Реаль-Альто были максимально комфортными. В нашем распоряжении всегда был микроавтобус, несколько модемов для выхода в Интернет, сотовые телефоны и даже рации для связи «раскоп–лагерь». Нам, в свою очередь, пришлось везти через полмира громоздкий багаж с оборудованием (тахеометр, тренога, рейка с призмой, георадар) и подолгу объясняться с таможней в каждом из промежуточных пунктов (Москва, Амстердам, Гуаякиль).

Зачистка – самый ответственный момент. Справа: так наносился орнамент на мягкую глину.Этот узор мы назвали «Пальчики Бога»

Мало того что мы вынуждены были быстро адаптироваться к жизни в ином временном измерении (12 часов разница с Новосибирском, 15 – с Владивостоком), так еще и коварные эквадорские тропики диктовали свой, особый, режим рабочего дня. Во времена культуры вальдивия вокруг поселения были влажные мангровые заросли, а сегодня ландшафт больше напоминает полупустыню с сухим колючим кустарником, кактусами и редкими деревцами. Мы вставали не позже шести часов утра, завтракали и еще до восьми начинали работу на раскопе. Жара вынуждала нас делать трехчасовой перерыв на обед. В это время появлялся легкий бриз со стороны океана, но уже к шести часам вечера начинало стремительно темнеть, и мы перемещались в лагерь для работы с материалами.

Общая площадь нашего раскопа в 2014 г. составила 16 м2 (два сектора по 8 м2). Для этого мы выбрали участок в северо-восточной части памятника. Недалеко от него в 1975—1977 гг. команда под руководством северо-американского археолога Дж. Дампа заложила траншею, где удалось проследить следы ранних фаз культуры вальдивия и получить на основе радиоуглеродного датирования угля две самые древние для Реаль-Альто даты: 5495 и 5620 лет.

Раскопки велись методично, последовательным снятием небольших (8—10 см) горизонтов с последующей зачисткой, тщательной переборкой грунта и сортировкой находок на камень, керамику и раковины. Весь процесс фиксировался с помощью фототехники. Так как культуросодержащие горизонты на памятнике сложены плотными аллювиальными и эоловыми отложениями, при высыхании они моментально превращались в очень мелкодисперсную пыль. Чтобы отследить характер залегания артефактов, стенки раскопа постоянно приходилось смачивать водой из специальных ручных помп. Работать можно было только в перчатках – мелкая ракушка сечет пальцы как бритва.

Постепенно картина раскопа прояснялась. Полученный археологический материал условно делился на три последовательных слоя, при этом наиболее «богатыми» (содержащими камень, керамику, раковины, отдельные кости животных и птиц) оказались два верхних слоя. Участники экспедиции не переставали удивляться разнообразию форм и орнаментальным композициям вальдивийской посуды: композициям из треугольников и трапеций, налепным валикам, отпечаткам зерен кукурузы... Среди обнаруженных в раскопе многочисленных створок раковин («пищевых отходов») попадались и изделия из них: штампы для керамики, украшения, фрагменты емкостей или своего рода «ковшики». Особо были отмечены находки нескольких продолговатых галек из мягкого камня желтого, белого и оранжевого оттенков. Скорее всего, они являлись заготовками для производства знаменитых женских фигурок – вальдивийских «Венер».

вальдивийская посуда с Реаль-Альто, украшенная разнообразными орнаментами, каждый из которых несет закодированную информацию о древней культуре

Ниже последнего слоя с керамикой был обнаружен мощный (10—15 см) слой со множеством створок раковин. Дополнительные раскопки в одном из квадратов на 30—35 см вглубь показали, что ниже никакой археологический материал уже не встречается.

С самого начала мы задумывали нашу экспедицию как мультидисциплинарную, определяя сразу несколько исследовательских задач и использование различных полевых методов. Так, параллельно с раскопками производились инструментальная съемка территории Реаль-Альто, отбор проб для проведения радиоуглеродного датирования и почвы для проведения палинологического анализа, описание многочисленного фаунистического материала (кости животных, птиц, рыб, раковины моллюсков), а также зондирование памятника с помощью георадара.

С момента окончания работ не прошло и трех месяцев, а у нас уже появились первые результаты, которые нас необычайно воодушевили.

Во-первых, каменная индустрия культуры вальдивия лишь незначительно отличается от предше­ствующей ей индустрии культуры Лас-Вегас, она со всей очевидностью (сырье, техника расщепления, набор орудий) показывает местную преемственность и не свидетельствует ни о каких влияниях извне. Наблюдения за стратиграфией (последовательность залегания слоев с находками) также пока не подтверждают наличие разрыва между докерамическим и раннекерамическим периодами.

Во-вторых, керамический материал (формы сосудов, их размеры, рисунок орнамента) очень хорошо укладывается именно в ранние этапы культуры вальдивия. Таким образом, раскопанный нами комплекс не переотложен и не потревожен последующими обитателями «Королевских холмов». К сожалению, ничего общего с керамикой культуры дзёмон мы не увидели, так что гипотеза об интродукции гончарства в Эквадор из Японии пока не подтверждается. Поражает другое: даже самые ранние фрагменты керамики свидетельствуют о достаточно высокой технологии формовки и обжига – т. е. это не начальные этапы производства посуды, и вопрос о месте и времени гончарства остается открытым.

В-третьих, уже в конце октября 2014 г. нам удалось получить новые радиоуглеродные даты от (4490±30 до 4620±30 лет назад), которые соответствуют второму этапу в хронологии культуры вальдивия и данным по типологии археологического материала.

Для георадиолокационных исследований использовался полевой базовый комплект георадара ОКО-2 (НПЦ «ГЕОТЕХ», Россия), состоящий из приемо-передающей антенны, блока регистрации и блока управления. На этом георадарном изображении специалисты отметили два вида антропогенных аномалий. Во-первых, возможные земляные насыпи на глубине 40—50 см (их границы отмечены малиновыми и фиолетовыми линиями). Для их сооружения, очевидно, применялся только местный песчаный грунт без использования камней, сырцовых кирпичей и т. д. Возводились насыпи постепенно, потом реконструировались. Так как за несколько тысячелетий их контуры сильно оплыли, начальная форма насыпей пока определена условно. Плотный слой раковин, обнаруженный в раскопе в 2014 г., мог служить для укрепления края земляной платформы. В любом случае, само наличие таких насыпей является уникальным свидетельством появления достаточно монументальных сооружений на раннем этапе культуры. Второй вид аномалий, расположенных примерно на той же глубине, можно уверенно интерпретировать как следы жилищ (они отмечены черными и зелеными окружностями в зависимости от глубины). Жилища, также разного возраста, перестраивались и наслаивались друг на друга

И, наконец, очень интригующе выглядят предварительные данные расшифровки георадарного зондирования. Помимо раковинных куч и следов жилищ радарная картинка позволяет предполагать в этой части памятника наличие больших искусственных насыпей высотой от 20 см до 1 м. Если это так, и обитатели Реаль-Альто начали возводить монументальные сооружения уже на самых ранних этапах культуры вальдивия (а не с третьего этапа, как считалось раньше), то время появления раннеземледельческой цивилизации в Северных Андах удревняется почти на тысячу лет! Необходимость в продолжении исследований была очевидной…

Сезон 2015. Успеть до Эль-Ниньо

Подготовка второго сезона складывалась непросто: существенный рост доллара и цен на авиабилеты; отмены и переносы авиарейсов в связи с возросшей активностью вулкана Котопакси; эпидемия лихорадки чукунгуйя, переносимой комарами… И, конечно же, угроза надвигающегося Эль-Ниньо – природного феномена, с непредсказуемой периодичностью обрушивающегося на тихоокеанское побережье Перу и Эквадора, приносящего потепление прибрежных вод, гибель планктона и рыбы, проливные дожди, оползни и другие катастрофические для экономики региона неприятности. Обычно его признаки начинают проявляться ближе к сентябрю–октябрю, а пик приходится на ноябрь–февраль. Последнее сильное Эль-Ниньо было у побережья Эквадора в 1983 г., тогда ливни смывали поля и плантации, заливали города и поселки…

Несмотря на это, задачи на сезон были масштабные. Мы запланировали зачистку прошлогоднего раскопа и снятие бровки между секторами, а также разметили две 20-метровые траншеи на север и восток от основного раскопа. Как и в 2014 г., с нами работали коллеги из Приморского политехнического университета (ЭСПОЛЬ), а также местные крестьяне, помощь которых оказалась как нельзя кстати. Одновременно с раскопками мы предусматривали детализацию георадарной съемки, анализ фаунистического материала и отбор проб для радиоуглеродного датирования. Надо было успеть до Эль-Ниньо!

И «Госпожа Удача» сопутствовала нам – второй сезон раскопок на Реаль-Альто оказался исключительно богат на находки. Каменные орудия, керамика с разнообразным орнаментом, следы жилищ… Остановимся лишь на наиболее значимых!

Одна из двух 20-метровых траншей, заложенных на Реаль-Альто в 2015 г. Обнаруженные в траншеях погребения тщательно расчищались и документировались археологами. Внизу – фрагменты керамики, предположительно относящиеся к раннекерамической культуре, существовавшей 5,5—5,0 тыс. л. н., которой археологи дали название «Сан-Педро»

Все началось с обнаружения на контакте бескерамического и раннекерамического горизонтов фрагментов необычной керамики. Ранее ее единичные кусочки исследователи отмечали в Траншее С на Реаль-Альто и ниже вальдивийского слоя на эпонимном памятнике Вальдивия. Было даже предложено название – керамика «Сан-Педро», но ее соотношение с культурой вальдивия оставалось загадкой. По нашему мнению, Сан-Педро технологически предшествует вальдивии, а также отличается более примитивным орнаментом. Это может означать, что мы имеем дело с еще одной раннекерамической культурой (5,5—5,0 тыс. л. н.) на побережье Эквадора или с начальными этапами производства керамики в культуре вальдивия!

Особенно порадовали нас траншеи, которые позволили не только проследить распространение, особенности и мощность культурных отложений, но и получить уникальные находки.

Редчайшая находка – голова женской фигурки, «вальдивийской Венеры» со сложной прической. Всего в 2015 г. было найдено более 30 фрагментов самых разных глиняных скульптурок

Так, в восточной траншее было найдено более 30 фрагментов керамических фигурок – различной формы и размеров, с изящными прическами, особенной мимикой, положением рук… Это так называемые «вальдивийские Венеры» – атрибут загадочных ритуалов на Реаль-Альто. Еще две фигурки обнаружили при раскопках северной траншеи, но в отличие от керамической серии эти изделия были выполнены из мягкого камня и лишь контурами напоминают очертания человеческого тела. Они относятся к самому раннему этапу культуры вальдивия.

Инструменты для растирания зерен маиса, заточки костяных инструментов, обработки раковин (слева). В северной траншее были обнаружены еще две фигурки, лишь отдаленно напоминавшие человеческие формы. Это одни из самых ранних образцов антропоморфных изображений в культуре вальдивия, выполненные из мягкого камня

В обеих траншеях мы четко проследили существование бескерамического горизонта (мощностью 10—15 см), связанного со слоем раковин Anadara, средой обитания которых являются прибрежные мангровые экосистемы. В этом горизонте было обнаружено много изделий из камня – орудия на галечных отщепах, отбойники, нуклеусы, сверла, проколки, – которые иллюстрируют хозяйственный цикл полуоседлых охотников-собирателей. Кроме того, в изобилии встречались как обломки терочников, так и отдельные производственные площадки с целыми орудиями для обработки кости, раковин, растительной пищи, а также растирания охры.

Керамика самого раннего этапа культуры вальдивия – такая разная и такая загадочная

В каждой из траншей было обнаружено по погребению. Это находки исключительной важности. Дело не только в том, что они, возможно, относятся к самому раннему этапу культуры вальдивия, погребения для которого ранее практически не были известны. Погребения выполнены по правилам двух разных обрядов: первичного, с анатомически полным костяком, и вторичного, когда в могилу укладывалась лишь часть костей, предварительно очищенных от плоти. Оба погребения сопровождались интересными находками. Так, например, вокруг черепа погребения в восточной траншее были найдены три нуклеуса, кусочек белого коралла, а под тазом и в правой руке – отполированные галечки, ложка из раковины и стертый фрагмент охры, которым перед погребением были выкрашены берцовые кости. Останки были аккуратно упакованы в пластиковые контейнеры и перевезены в ЭСПОЛЬ, теперь с ними будут работать антропологи. Возраст, пол, рост, особенности питания, болезни – все это можно будет установить.

Главная сенсация сезона – два различных погребения эпохи ранней вальдивии. Такие разные способы захоронения могут свидетельствовать как о разном социальном статусе погребенных, так и о принадлежности их к разным культурам. Ответы на эти вопросы дадут результаты антропологических и генетических тестов

Естественно, что из погребений нами был отобран материал для радиоуглеродного датирования, а также образцы для анализа ДНК. Никогда ранее такие исследования с антропологиче­ским материалом не производились – впервые появилась возможность узнать родословную вальдивийцев!

Мы предполагаем, что траншеями лишь затронули края большого вальдивийского некрополя, и дальнейшие раскопки на этом участке могут принести еще более удивительные открытия.

Итак, новые находки и новые ожидания – результата радиоуглеродного датирования, анализа ДНК, расшифровки показаний георадара, антропологического изучения материалов погребений. Исследования на Реаль-Альто вступили в очень важную фазу – если раскопки 1970-х гг. впервые открыли научному миру ранее неизвестную раннеземледельческую культуру, то новый цикл комплексных исследований может привести к кардинальному пересмотру наших представлений о вальдивии, ее истоках и уровне развития. Сложные погребальные ритуалы, земляные пирамиды, зашифрованная в искусстве информация, развитые технологии гончарства – неолитическая цивилизация? Почему нет?

Такими, совсем не «печальными», оказались тропики в 2015 г. Есть ощущение того, что мы вплотную подошли к разгадке вальдивийского ребуса, и есть жгучее желание вернуться на Реаль-Альто в следующем году.

Литература

Табарев А. В., Попов А. Н. Возвращение в Южную Америку: некоторые итоги, проблемы, перспективы // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2013 г. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. Т. XX. С. 289—291.

Табарев А. В., Маркос Х. Г., Попов А. Н. Эквадор: по следам одной необычной археологической гипотезы // НАУКА из первых рук. 2013. № 5—6. С. 124—141.

Табарев А. В., Маркос Х. Г., Попов А. Н. Штурм Королевских холмов. Русская археологическая экспедиция в Эквадоре // НАУКА из первых рук. 2015. № 2(62). С. 112—125.

Табарев А. В., Каномата Й. «Тропический пакет»: особенности каменных индустрий древнейших культур Тихоокеанского бассейна (на примере побережья Эквадора) // Археология, этнография, антропология Евразии. 2015. Т. 43. № 3. С. 64—76.

Исследования выполняются при поддержке Научного фонда ДВФУ и РГНФ (проект № 4-01-00017)

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!