Кукушка-доносчица и мухомор-проводник
В основе такого противоречивого и разнопланового явления народной культуры, как шаманизм, лежит вера в существование духов. Истоки этой веры в древних анимистических представлениях, наделяющих душой все окружающие человека предметы и явления природы. Солнце и луна супруги, деревья перешептываются друг с другом, кукушка доносит до людей слова небесного бога, а гриб-мухомор следит за их поведением. Мухомор может общаться с обитателями всех трех миров Вселенной, он может стать проводником для шамана, спустившегося в преисподнюю за душой умершего человека… Все эти верования, идущие из глубины веков, наделяют магическим смыслом современную практику шаманов жрецов, колдунов и целителей
Ни одно явление народной культуры не порождает столь разных, порой взаимоисключающих точек зрения, как шаманизм. Единственное, в чем сходятся все ученые – отечественные и зарубежные, современные и прошлых эпох, медики, этнографы, культурологи, – это в том, что шаманизм базируется на вере в существование духов.
Истоки этой веры – в древних анимистических представлениях, наделяющих душой все окружающие человека предметы и явления природы. Солнце и Луна – это супруги, из-за воркотни своей жены муж Луна каждый месяц худеет. Деревья, как и люди, перешептываются друг с другом, гриб-мухомор следит за поведением человека, а кукушка доносит человеку слова небесного бога.
Этот бог – творец всего сущего. Он обитает на самом верхнем ярусе неба. Там всегда светло и тепло, шумит светлый березовый лес, там нет черного цвета, смерти, болезней и голода. Этот прекрасный Верхний мир соединяется с землей где-то далеко на юге, где стекают с гор маленькими ручейками истоки Оби и Енисея.
Живут в тех местах старик со старухой. Каменным ножом они строгают палочки, из которых мастерят ловушки на зверей и рыб. Падая в воду, стружки тут же превращаются в рыб, а старики, окунувшись в воду, обретают молодость.
Ниже по течению начинается Средний мир – обитель людей. В этом мире день сменяется ночью, а жизнь смертью. Есть в нем черное и белое, обильная пища и голод, здоровье и болезни, добрые и злокозненные духи. Этим духам человек должен делать подарки, а кому какие – указывает шаман.
Далеко на севере, у большого моря, Средний мир соединяется с Нижним – миром предков, миром под моховой подстилкой. Здесь нет власти Верховного бога, здесь правит свой бог, его извечный противник в черных одеждах. В подземном мире всегда темно и сыро, время и реки текут вспять, а вместо берез растет темный кедровый лес. Человек, умерший в Среднем мире, рождается в Нижнем, но жизнь его начинает идти в обратную сторону, вплоть до момента рождения. И тогда он вновь появляется в Среднем мире новорожденным младенцем.
Если колыбель для ребенка сделана из березы, он обретает покровительство Верховного бога. Об этом доносит богу кукушка. Если колыбель сделана из кедра, то она для человека, отправляющегося из Среднего мира в Нижний мир. Об этом подземному богу докладывает гриб-мухомор. Его красная шляпка объединяет свойства черного и белого цветов, и поэтому он может общаться с обитателями всех трех миров.
Если в Среднем мире внезапно умирает человек, который не нарушал правил охоты, не высказывался плохо о боге или духах, делился с общинниками всем необходимым, то такого человека шаман может из Нижнего мира вернуть обратно на землю. Для этого он вселяет в себя мухомора-проводника и спускается в преисподнюю.
Подобных верований, наполняющих сакральным смыслом практику шаманизма, великое множество. Точно осколки прошлого, они составляют мозаику, в которой заключен весь мир и человек в нем. Бережно, из поколения в поколение, хранит их память тех, кто живет богатым прошлым своего народа: шаманов, провидцев, фокусников, сказочников и целителей.