
«Заготовка для тещи» с бензопилой. Как сибирские аборигены соединяют древность с современностью
За плечами автора этой статьи, исследователя коренных народов севера Западной Сибири В.М. Кулемзина, десятки экспедиций, в которых ему приходилось месяцами жить среди коренного населения, деля сего представителями и кров, и стол. Сегодня Владислав Михайлович рассказывает о своих многолетних наблюдениях за тем, как причудливо порой сочетаются предметы традиционного, почти «неолитического», бытования северных народов и нашего «продвинутого» века...
Я начал свои записи еще в 60-х, когда страна приветствовала одного за другим своих новых героев – космонавтов. В те времена – и смех, и грех! – «по разнарядке» для «окультуривания отсталых народов» в магазины завозилась всякая ненужная на Севере утварь и предметы «культуры». Становясь свидетелем соединения «неолита» с новинками века, я, отсмеявшись, всегда поражался, как мудро и даже «инновационно» использовали ханты, селькупы или кеты, живущие в ладу со своими холодными лесами и болотами, зверем и птицей, бог знает что завезенное в магазинчик для жителей стойбища.
Разве не удивительно, если из ствола ружья вылетает… фишка-бочонок обыкновенного игрального лото и поражает белку, не испортив шкурку? Такой «правильной пулькой» стреляли в 60—70-х ханты, селькупы и лесные ненцы. Ведь их предки охотились на белку из лука, пуская стрелу с тупым наконечником – чтобы ценная шкурка осталась целой.
А зачем в магазине далекого охотничьего стойбища хулахуп? Конечно, затем, чтобы из этого «снаряда» для утоньшения талий неведомых красавиц сделать древко копья, разрубив и выпрямив это алюминиевое кольцо. В трубку-древко, легкую и полую, нетрудно вогнать наконечник из камня или бивня мамонта.
Да практически все, завозимое тогда (по пятилетнему плану партии и советского правительства) на далекий Север, было востребовано. Даже англо-русский словарь. И уж тем более фетровые дамские шляпки. Из того и другого получались отличные… пыжи для ружья.
Что ни говори, а представители древнейших профессий – охотников и рыболовов – изобретательный народ. Однажды (дело было в 1963 г. во время экспедиции в Нарымский край под руководством известного этнографа-селькуповеда Г. И. Пелих) под священным кедром на селькупском стойбище мы нашли колотушку к бубну с приклеенным знаком Солнца – шестеренкой от настенных часов!
А вот охотник-ненец кусок износившейся резиновой трубочки в лодочном моторе заменил… кожей, снятой «чулком» с гусиной ноги.
Пустые бочки, брошенные нефтяниками, идут на изготовление понтонного мостика, печей и коптилен для рыбы и мяса.
Изоляторы от электроутюга и электропечи – это красивые подвески для куртки.
Лучшая находка для рукодельницы – обрывки электропроводки в яркой изоляции: если ее стянуть с проволочек и мелко порезать, получится нарядный и просто лучший в мире бисер для вышивания узоров на одежде, обуви или рукавицах. Краски такого бисера не тускнеют ни на морозе, ни на солнце!
А однажды, где-то еще в конце 60-х годов, ко мне пришел потолковать серьезный хант-охотник. Да, он знал, как высоко в космос взлетают ракеты. Да, он знал, что в космосе морозы еще сильнее, чем в верховьях его Ваха (притока Оби). И он просил меня «передать космонавтам», что детали космических аппаратов надо смазывать… жиром, вытопленным из берцовой кости оленя. Вот ханты-де уже давно смазывают этим жиром ружейные замки, и замки от такой смазки безотказно работают на любом морозе.
Вот еще «инновация». У хантов-охотников в ходу клей, сваренный традиционным способом из чешуи зимнего карася, стерляжьих пузырей или лосиных рогов. Им приклеивают мех к лыжам – запах такого клея привлекает осторожного соболя (запах любого современного клея отпугивает). И если клеить этим костным клеем деку гитары, то звук ее будет сочнее и мягче.
И еще охотники заметили: капкан на сильном морозе издает звук, не улавливаемый ухом человека, но зато его хорошо слышит зверь, а капкан, прикрытый сверху бумажной салфеткой, «молчит».
А вот удивительное наблюдение енисейских кетов. Они заметили, что лось не ходит под линией высоковольтных электропередач. Если след лося вдруг пересекает линию, значит, где-то случился обрыв проводов. Тогда охотники-кеты (в отличие от электромонтеров) радуются: линии электропередач, как и шум регулярного речного транспорта, ограничивают передвижение зверя, что в свою очередь приводит к «кровосмешению». Кет понимает: аварии благоприятствуют оздоровлению их охотничьих угодий.
Воистину затейливые картины приходится наблюдать сегодня! Вот охотник устанавливает ловушку, изобретенную еще в неолите. Он ее мастерит на месте промысла с помощью ножа, остальное находит здесь же, в лесу: веревкой служит корень кедра, грузом-противовесом – камень, древком натягивающего лука – сук сухой ели. Насторожив (настроив) ловушку, охотник… достает сотовый телефон и сообщает домой, что в скором времени, однако, начнется буран, потому что глухари улетают с опушки леса в самую его глубину.
Вот женщина за трех соболей выменяла… бензопилу и теперь вынуждена ее осваивать. Дело в том, что разделение труда у сибирских аборигенов осуществляется по половозрастному принципу. Охота и рыбная ловля – дело мужское, и вся работа, входящая в этот большой круг, выполняется мужчиной. Приготовление пищи – дело женское, а значит, и заготовка дров – тоже. Но женский топор – большой, тяжелый, для раскалывания чурок (мужской топор – маленький, его глава семьи берет на охоту и носит на ремешках за спиной подобно заплечному мешку), бензопила легче и быстрее. Я видел, как молодая особа, закусив язычок, напильником точила цепь бензопилы, а ее муж сидел рядом и спокойно смотрел на происходящее.
Вся жизнь, весь быт, весь труд малых народов ориентированы на перспективу, продолжение рода, будущее. Выжить! Их дети с ранних лет должны были не только обучаться всему традиционному, но и одновременно усвоить все новое, чтобы адаптироваться к современности, войти в будущее. Не случайно в мансийском языке слово «невестка» буквально означает «заготовка для тещи». Пока только «заготовка»: ей еще надо нарожать и вырастить девочек, которые потом, когда она станет тещей, нарожают других манси!
В 1998 г. в японском городе Саппоро была проведена международная конференция по традициям и инновациям у охотников, собирателей и рыболовов. И наиболее интересный материал на этой конференции, по всеобщему признанию, представлен сибиреведами.
Может быть, когда-нибудь такая конференция пройдет и на Сибирской земле?
