• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
3822
Раздел: Астрономия
В Монголию за русским затмением

В Монголию за русским затмением

1 августа 2008 г. состоялось полное солнечное затмение, которое во всем мире назвали «русским». Полоса, в пределах которой можно было наблюдать это уникальное явление, проходила с севера на юг через Западную Сибирь, захватив миллионный Новосибирск. Сюда устремились наблюдатели - профессионалы и любители со всего мира. Здесь же работала представительная экспедиция иркутского Института солнечно-земной физики СО РАН. Однако экспедиция астрономической обсерватории Иркутского государственного университета решила наблюдать «русское затмение» вдали от российских границ. Экспедиция «IRKUTSK-GOBY-ECLIPSE-2008» (Иркутск-Гоби-Эклипс-2008») отправилась на внедорожниках в Юго-Западную Монголию…

Эта экспедиция «охотников за затмениями» вышла нестандартной.

Полоса полного солнечного затмения началась в Канаде, после чего тень Луны пробежала по Северному Ледовитому океану, задев Гренландию, и вступила на территорию России, двигаясь по территории Западной Сибири с севера на юг.

В полосу затмения попали города Надым, Нижневартовск, Горно-Алтайск, Бийск. Но столицей затмения, которое в мировых СМИ назвали «русским», стал, конечно, Новосибирск. Сюда со всего мира съехалось огромное число наблюдателей – профессионалов и любителей. Номера гостиниц здесь были забронированы уже давно. Помимо астрономов-солнечников, которые выполняли профессиональные наблюдения солнечной короны, приехали также и фанаты затмений, которые традиционно ездят за ними по всему миру.

В Новосибирске успешно отработала представительная экспедиция иркутского Института солнечно-земной физики СО РАН во главе с заместителем директора, чл.-кор. РАН, д.ф.-м.н. Виктором Григорьевым. Ученые привезли с собой специально подготовленные комплекты научной аппаратуры, а на следующий день после затмения приняли участие в научной конференции в Новосибирском гос. университете.

У путешественника по Монголии доминирует ощущение бескрайнего простора. Фото Д. Дмитриева

Вторая же экспедиция иркутских ученых, которую инициировала астрономическая обсерватория Иркутского государственного университета, направилась в самый дальний «угол» страны – в Юго-Западную Монголию. Решение было непростым, ведь добраться до тех мест, где по пустыне Гоби проходила полоса полного затмения, можно было только либо на вертолете, либо на автомобилях-внедорожниках. Первый вариант отпадал из-за непомерных технических и финансовых сложностей. Второй был не менее сложен, но все же реализуем.

Маршрут выглядел нешуточным: предстояло пройти почти 5 тыс. километров! Автомобили требовали специальной и дорогостоящей подготовки: от приобретения специальной резины и «подъема» машин до комплектации рациями и основательными наборами инструментов, материалов и запчастей для возможного ремонта в пути. Пришлось устанавливать дополнительные баки, так как предстояло передвигаться в таких местах, где нет не только дорог, но и автозаправочных станций. Понятно, что никакая научная организация не рискнула бы командировать своих сотрудников на автомашинах в другую страну по маршруту со столь экстремальными характеристиками. Экспедиция могла состояться только благодаря энтузиазму ее участников.

Монголия – это верблюды и лошади, хищные птицы и серые цапли, огромные стада овец и коз, неизменные юрты и неожиданные признаки современности: мобильные телефоны, спутниковые тарелки и панели солнечных батарей около большинства юрт

Всего в экспедиции приняли участие 12 человек. Четверо из них решились ехать на личных автомобилях.

В этом проекте сошлись интересы разных людей и структур. Сотрудники астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев, Дмитрий Семенов, Анатолий Арсентьев и Константин Кравченко планировали выполнить цикл научных наблюдений за солнечной короной во время затмения. Менеджеры фирм Павел Никифоров и Сергей Евчик (в прошлом члены Иркутского астрономического клуба) мечтали увидеть очередное полное затмение. Опытному «джиперу» Максиму Антипину путешествие обещало массу впечатлений в новой стране. Рассчитывали пополнить свои коллекции уникальными фотоснимками фотожурналисты Евгений Козырев и Дмитрий Дмитриев. Восточно-Сибирская студия кинохроники направила в состав экспедиции оператора Анатолия Мельникова.

В итоге в одной точке пересеклись интересы ученых, представителей СМИ, нескольких коммерческих структур и путешественников. Проектом заинтересовались не только региональные средства массовой информации (телекомпания «Аист» и газета «Восточно-Сибирская правда», предоставившие экспедиции информационную поддержку), но и выступившие в качестве спонсоров бизнес-структуры (туркомпания «Истлэнд», фирмы «Вудтэкс», «Фильтр», «Гармин», «Технотест»).

Но все-таки следует подчеркнуть, что в основу проекта, безусловно, легла заинтересованность хозяев четырех автомобилей-внедорожников, решившихся на непростую эпопею. Целенаправленные совместные усилия всех заинтересованных лиц и организаций привели к тому, что этот проект состоялся.

Путями Чингисхана

Вечером 24 июля в путь из Иркутска отправились первые две машины: «Тойота Прадо» М. Антипина и «Ниссан Сафари» Д. Дмитриева. В состав экипажей входили жены пилотов – Ульяна Антипина и Елена Дмитриева, сотрудники обсерватории ИГУ А. Арсентьев и С. Язев, а также фотожурналист Е. Козырев.

Удивительно разнообразными оказались монгольские ландшафты: причудливые силуэты гор, барханы, пустыня, полупустыня, степь... Сухая растрескавшаяся земля и в то же время полные речки, через которые машины порой приходилось перетаскивать на буксире, чтобы вода не залила двигатель. На обратном пути попадались и альпийские пейзажи с лесами и горными речками в узких горных ущельях; соленые озера с набегающими морскими волнами... В общем, описывать увиденное словами – дело бессмысленное: все это просто надо увидеть своими глазами

Мы ехали всю ночь и утром 25 июля прибыли в Кяхту на границу с Монголией. К вечеру машины достигли Улан-Батора. Заместитель директора Центра астрономии и геофизики АН Монголии Демберел разместил членов экспедиции в гостинице, где к ним присоединился оператор Восточно-Сибирской студии кинохроники А. Мельников, накануне прилетевший из Иркутска.

Наутро предстояло начать путь к месту наблюдений, расположенному почти в 1700 км от Улан-Батора – на самом юго-западе Монголии. Туда несколько ранее уже отправились монгольские астрономы и их словацкие коллеги. С нами в путь отправился УАЗик с заместителем директора Института земной коры СО РАН, д.г.-м.н. Кириллом Леви и его коллегами.

Дороги Монголии поразили путешественников. Широкая асфальтированная трасса – «Дорога тысячелетия» – быстро превратилась во множество обычных проселочных дорог, ветвящихся среди степи.

К этому времени из Иркутска выдвинулся второй отряд: «Сузуки Эскудо» координатора экспедиции Д. Семенова и «Исудзу Му» П. Никифорова. С ними ехали член астроклуба С. Евчик и сотрудник обсерватории ИГУ К. Кравченко. В Улан-Баторе к ним присоединился монгольский проводник Гана. Проводник, кстати говоря, оказался очень нестандартным: скромный, интеллигентный человек, грамотный физик, специалист по элементарным частицам, работавший в Дубне. Надо сказать, что все монголы, повстречавшиеся нам, были чрезвычайно доброжелательны и помогали, как могли…

Фото М. Антипина

Второй отряд, догоняя первый, двигался практически круглосуточно. Через два дня экспедиция воссоединилась в районе деревеньки Шарга и дальше двигалась единой колонной.

Наблюдения за затмением показали: Солнце опять подбрасывает сюрпризы. В эпоху затянувшегося минимума цикла солнечной активности корона оказалась хотя и не очень протяженной (как и ожидалось), но существенно неоднородной (что не соответствует существующим представлениям). Это означает, что теория снова нуждается в модификации

Те участники экспедиции, которые мечтали о монгольской экзотике, получили ее с избытком. Сильное впечатление оставила ночевка в каменистой пустыне Гоби – с пронизывающим ветром, под великолепным куполом звездного неба.

Удивительно разнообразными оказались монгольские ландшафты: причудливые силуэты гор и песчаные барханы, пустыни и полупустыни, степи... Сухая растрескавшаяся земля и в тоже время полноводные речки, через которые приходилось перетаскивать машины на буксире, чтобы не залить водой двигатель. На обратном пути нам попадались и альпийские пейзажи с лесами, горными речками в узких горных ущельях, и соленые озера с набегающими «морскими» волнами.В общем описывать увиденное словами – дело бессмысленное...

Запомнились верблюды и лошади, хищные птицы и серые цапли, огромные стада овец и коз, неизменные юрты, прекрасно вписывающиеся в любой пейзаж, и неожиданные признаки современности: мобильные телефоны, спутниковые тарелки и панели солнечных батарей около большинства юрт…

Наша колонна преодолела высокий (2600 м над уровнем моря) перевал в горном массиве Монгольского Алтая и спустилась в долину. В заданную точку близ небольшого городка Алтай на самом юго-западе Монголии (на карте мы нашли не менее шести различных Алтаев), прибыли днем 31 июля, за сутки до затмения. Лагерь разбили в четырехстах метрах от лагеря монгольских астрономов, работавших под руководством нашего хорошего знакомого и коллеги Батмунха.

Монгольская корона

Погода не подвела. Еще за пару дней до затмения небо хмурилось, по горизонту гуляли мрачные дожди. Но один из монголов уверенно сказал:

— Завтра будет хорошая погода!

— Почему? – спросили мы.

— Потому что вчера была плохая! – последовал ответ.

В день затмения небо было ясным. С утра мы начали метеонаблюдения, фиксируя изменения температуры, влажности и давления. Днем термометр показал 40 с лишним градусов – обычное дело для пустыни.

… Сначала потемнели горы на северо-западе. Мы видели, как поочередно темнели далекие облака у горизонта. Затем стала темно-синей вся северная часть неба…

Фото В. Короткоручко

Освещение становилось каким-то непривычным, нереальным... Четкими и контрастными стали тени. Заметно потемнело. Уже можно было следить не через фильтр, как становится все более тонким серпик Солнца, на которое неумолимо наползал черный диск Луны.
И вот, наконец, как бриллиант блеснул в последний раз краешек светила, и Солнце окончательно скрылось.
Воцарилась тьма, в которой ярко засияли возле померкшего светила Меркурий и Венера

Освещение становилось каким-то непривычным, нереальным. Заметно потемнело. Уже можно было следить не через фильтр, как становится все более тонким серпик Солнца, на которое неумолимо наползал черный диск Луны.

И вот, наконец, блеснул в последний раз, как бриллиант, краешек светила, и Солнце окончательно скрылось. Воцарилась тьма, в которой ярко засияли Меркурий и Венера.

По всему горизонту засветилась желтая заря. Вокруг идеально ровного черного диска Луны вспыхнула седым серебристым цветом солнечная корона, в которой просматривались в виде отдельных прядей корональные стримеры. Они были не очень протяженными – не такими, как во время затмения 29 марта 2006 г. На северо-западном краю отчетливо выделялся малиновый выступ – вздымающийся в корону хромосферный протуберанец.

Солнечная корона во время полного затмения 1 августа 2008 г. Фото Д. Дмитриева

… Все прошло как одно мгновение. Через две минуты ослепительный сполох появился на противоположной стороне черного диска: Солнце снова показалось из-за Луны. Полная фаза затмения закончилась.

Мы все успели. Д. Дмитриев выполнил запланированную серию снимков с разными выдержками при помощи своей профессиональной фотокамеры с длиннофокусным объективом. Камеру мы установили на астрономический штатив, который автоматически поворачивался вслед за движением Солнца. Успешно отработали все фото- и видеокамеры. Не помешал даже таинственный отказ незадолго до начала затмения нашего испытанного электрогенератора: двигатель часового механизма астрономиче­ского штатива был пере подключен к прикуривателю «Сузуки», и японская техника не подвела.

Обработка полученных данных будет проводиться совместно со специалистами Института солнечно-земной физики, которые успешно выполнили свои наблюдения в окрестностях Новосибирска.

Затмение начинается! Фото А. Арсентьева

… А вечером был «прием» в монгольском лагере. Горел огромный костер высотой в два человеческих роста, вокруг которого собрались наблюдатели затмения – монголы, русские, словаки. Счастливый (наблюдения прошли успешно!) Батмунх переходил от одного к другому, наливая всем по очереди. Звучали приветствия на разных языках. И было очень приятно услышать здравицы в адрес России и предложение монгольских и словацких коллег спеть всем вместе «самую известную песню в мире» – «Подмосковные вечера»…

Преодолеть и вернуться

Обратный путь, как и ожидалось, оказался трудным. Колонна двинулась по более короткой дороге, заканчивающейся вблизи оз. Хубсугул. Но техника начала давать сбои.

Сначала сломалась рессора у «Исудзу». Я до сих пор не представляю, как поврежденной машине удалось пройти почти 300 км до города Ховд, где местные умельцы заменили две рессоры (сломанную и вторую, тоже надломленную) на рессоры от грузовика.

На камнях в глубокой колее напрочь оторвало выхлопную трубу у «Сузуки»; потребовалась и замена амортизатора. «Убила» задние амортизаторы флагманская машина, которая шла всю экспедицию под развернутым российским флагом.

Более чем за 100 км до поселка Ханх вблизи российско-монгольской границы остановился тяжело груженый «Ниссан». Завести его так и не удалось. Тащить вышедшую из строя машину по перевалам на буксире по раскисшей глинистой колее вдоль восточного берега Хубсугула не могла ни одна из «оставшихся в живых» машин. Выхода не было: супруги Дмитриевы и Е. Козырев остались на месте аварии возле автомобиля, пытаясь найти причину неисправности.

Единственный выход из положения – найти грузовик или трактор, который смог бы вытащить «Ниссан». Три автомобиля двинулись в дальнейший путь. Тем временем погода, похоже, исчерпала свой ресурс и окончательно испортилась (воцарились низкая облачность и дождь, а температура упала до 6° С). Внедорожники упрямо буксовали в грязи на скользких склонах перевала, медленно продвигаясь вперед. Скорость не превышала скорости пешехода. Так прошла ночь.

…Ближе к полудню мы достигли стана монгольских дорожников. Д. Семенову и П. Никифорову стоило больших трудов разъяснить им нашу проблему. Однако монголы поняли и стали готовить свой «ГАЗ-66» на выручку «Ниссану».

Кто-то должен был возвращаться вместе с грузовиком. Разумеется, это должен был быть кто-то из числа не не водителей и не женщин. Ехать никому не хотелось, но интересы экспедиции должны были встать выше личных и корпоративных. Пять человек бросили жребий – и вместе с монголами на помощь нашим товарищам отправился кинооператор Т. Мельников.

…Оставшийся путь до Ханха был также нелегким. Последнюю из рек, преграждавших путь, форсировали на буксире: флагманская «Тойота Прадо» М. Антипина перетащила на тросе «Сузуки» и «Исудзу». Надо сказать, что «Сузуки» при этом сильно напоминал подводную лодку.

Трудный путь домой. Фото С. Язева

…Буксировка «Ниссана» через перевалы Хубсугула заняла почти двое суток. Мы уже договорились, что в случае необходимости грузовик астрофизиков расположенной неподалеку Саянской обсерватории Института солнечно-земной физики увезет аварийный автомобиль от границы на базу обсерватории, откуда было бы проще эвакуировать экипаж. Но, к счастью, все обошлось: в Ханхе ребятам все-таки удалось завести машину. Им пришлось двое суток дожидаться понедельника – пограничный пост Монды в выходные дни не работает. Отстояв долгую очередь, «Ниссан» пересек границу 11 августа и поздним вечером прибыл в Иркутск.

От начала экспедиции – отбытия первого отряда вечером 24 июля до возвращения последней машины – прошло 18 суток.

Полезный опыт

В монгольском городе Ховд К. Кравченко заглянул в Интернет и нашел там некий комментарий к сообщению об успешных наблюдениях затмения в Новосибирске нашими коллегами из Института солнечно-земной физики. Смысл комментария заключался в следующем: дескать, люди занимаются за государственный счет никому не нужными вещами.

Думается, читателей журнала «НАУКА из первых рук» нет необходимости убеждать в важности фундаментальных исследований. Наблюдения за прошедшим затмением показали: Солнце таит еще много сюрпризов. Так, в эпоху затянувшегося минимума цикла солнечной активности корона светила оказалась хотя и не очень протяженной (как и ожидалось), но существенно неоднородной (что не соответствует нашим современным представлениям). Это означает, что теория снова нуждается в модификации. Так что затмения будут и впредь наблюдаться учеными – ведь с каждым новым затмением они будут получать и новую информацию.

А вот стоило ли ехать в Монголию для наблюдения за солнечной короной? Не проще ли было присоединиться к многотысячной армии новосибирских наблюдателей?

Участники экспедиции, мечтавшие о монгольской экзотике, получили ее сполна. Незабываемое впечатление оставила ночевка в каменистой пустыне Гоби – с пронизывающим ветром, под великолепным куполом звездного неба...

Думается, что стоило. Климат Западной Сибири внушал серьезные опасения по поводу успешности наблюдений. И монгольская миссия была своеобразной подстраховкой на случай плохой погоды. К счастью, все сложилось идеально: и в Новосибирске, и в Монголии наблюдения состоялись. Обе иркутские экспедиции получили интересную информацию, причем наши данные хорошо дополняют друг друга.

Экспедиция «IRKUTSK-GOBY-ECLIPSE-2008» продемонстрировала, что при грамотной организации дела возможны инвестиции бизнес-структур и СМИ в чисто научные проекты. Именно привлечение подобных средств сделало наш проект реальностью, поскольку Сибирское отделение РАН по многим причинам вряд ли смогло бы обеспечить его выполнение.

В результате проведения экспедиции получен важный научный материал, причем без каких-либо вложений со стороны РАН. И организация этой экспедиции может служить примером нестандартных путей, по которым, наверное, также может двигаться развитие науки.

Что касается трудностей в пути, то они являются неизбежными спутниками «джиперских» маршрутов. И без них многим путешественникам жизнь кажется пресной...

Никто из участников монгольской экспедиции не жалеет, что принял в ней участие. Я уверен, что великолепные картины природы Монголии и грандиозное зрелище полного солнечного затмения запомнятся нашей крепко подружившейся команде навсегда.

P.S. Очередное полное солнечное затмение будет наблюдаться 22 июля 2009 г. на юге Китая…

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!