Американские астрономы обнаружили нарождающуюся галактику,  связанную «космической пуповиной» с межгалактической «паутиной», оплетающей всю Вселенную
Астрономия
Credit: NASA, ESA, and E. Hallman (University of Colorado, Boulder)

Американские астрономы обнаружили нарождающуюся галактику, связанную «космической пуповиной» с межгалактической «паутиной», оплетающей всю Вселенную

Команда астрономов из Калифорнийского технологического института (CTI) зарегистрировала в созвездии Кита на расстоянии десяти миллиардов световых лет гигантский вращающийся газовый диск. Полученные данные позволяют считать, что это не что иное, как галактика в период формирования (протогалактика). Благодаря изображению протогалактики, построенному с помощью программ компьютерного моделирования, разработанных в CTI и установленных в Паломарской обсерватории, удалось обнаружить, что она связана «ниточкой» с межгалактической «паутиной» из первичного водорода, оплетающей всю Вселенную.

Один из авторов открытия, профессор физики CTI Кристофер Мартин, утверждает, что обнаруженные факты дают мощнейшие на сегодняшний день свидетельства в поддержку одной из моделей формирования галактик. Подробности будут опубликованы в печатном выпуске журнала Nature 13 августа.

Это уже не первое открытие такого рода: два года назад Нил Крайтон (Астрономический институт Общества Макса Планка, Германия) сообщал, что его группа наблюдала струю межгалактического газа, состоящего преимущественно из водорода, поглощаемого дисковой галактикой Q1442-MD50. Увидеть это явление удалось благодаря свету недалеко расположенного яркого квазара. Однако по неизвестной причине авторы нового открытия в своей статье не ссылаются на эту работу.

Что касается новой галактики в созвездии Кита, по размерам она примерно вчетверо больше нашего Млечного Пути. Вблизи объекта расположен квазар UM287, излучение которого освещает нить космической паутины, по которой в протогалактику поступает газ. Поскольку в прошлом году уже сообщалось о предположительном существовании водородной нити рядом с UM287, профессор Мартин и его коллеги продолжали наблюдать окрестности этого квазара с помощью специально разработанной системы «визуализатор космической паутины», позволяющей получать изображения в широком диапазоне длин волн одновременно, автоматическая обработка которых давала информацию о распределении массы и скорости движения объектов на наблюдаемом участке.

Исследователей интересовал интервал длин волн вокруг спектральной линии Lα атомарного водорода, которая обычно используется астрономами в качестве индикатора первичной материи. По величине смещения спектральной линии излучения, исходящего от участка наблюдаемого объекта, относительно «земного» значения 121,6 нм можно рассчитать скорость его приближения или удаления от наблюдателя. Так, измерения показали, что видимый край протогалактического диска вращается со скоростью около 400 км/с. Характер зависимости скорости вращения от расстояния до центра диска свидетельствует о том, что его окружает мощное гало прозрачной «темной материи», оказывающей гравитационное влияние на обычную материю в галактике.

Согласно стандартной модели формирования галактики гало темной материи, сжимаясь, утягивает за собой к ядру существенную долю обычной газообразной материи, разогревая ее до экстремально высоких температур. Далее газ очень медленно остывает, после чего из него образуются звезды.

Однако в 1996 году были открыты дальние галактики, зародившиеся всего лишь спустя 2 млрд лет после Большого Взрыва, но звезды в них образуются настолько быстро, что это не укладывается в стандартную модель, ведь для роста этих галактик требуется колоссальный приток термоядерного топлива.

Тогда теоретики предположили, что относительно холодный первичный газ, который поступает по нитям «космической паутины», стекает непосредственно в протогалактики, где он может быстро конденсироваться в звезды. Гидродинамическое моделирование показывает, что в этом случае поглощаемый газ приобретает значительный вращательный момент импульса (спин) и должен формировать обширные вращающиеся диски. Но до сих пор ученым не удавалось получить подтверждения этому явлению.

В результате обработки полученных в Паломарской обсерватории данных установлено, что газ, сливаясь с диском внутри гало темной материи, действительно выталкивается наружу благодаря огромной скорости вращения. Таким образом, обнаруженные факты дают мощнейшие на сегодняшний день инструментальные свидетельства в поддержку аккреционной модели формирования галактик из «холодного потока».

Профессор Мартин отмечает, что его команда уже обнаружила два других вероятных диска, которые так же получают «горючий газ» напрямую по нитям космической паутины, и продолжает исследования.

По: CalTech NewsCalTech LibraryUniversity of Santa CruzKeck ObservatoryIOP – Astrophysical Journal