Амилоидные бляшки при болезни Альцгеймера – «уборка» биологического мусора?
Культура клеток головного мозга крысы: микроглия (зеленым цветом), нейроны (красным). © EnCor Biotechnology Inc.

Амилоидные бляшки при болезни Альцгеймера – «уборка» биологического мусора?

Один из главных признаков болезни Альцгеймера – накопление в тканях головного мозга амилоидных бляшек из патологического белка, что считается основной причиной развития заболевания. Однако методы, нацеленные на избавление от них, раз за разом терпят неудачу в клинических испытаниях. Недавнее исследование не только объясняет возможную причину неудач антиамилоидной терапии, но и в корне меняет взгляды на образование плотных скоплений патологического белка

При болезни Альцгеймеранейродегенеративном заболевании, развивающимся преимущественно в пожилом возрасте, – человек теряет память, у него ухудшается мышление, изменяется поведение. Итог – развитие старческого слабоумия. И на фоне роста продолжительности жизни благодаря достижениям медицины эта болезнь, как и другие возрастные заболевания, встречается все чаще: по прогнозам, к 2050 г. число таких больных в мире достигнет 100 млн.

Почему болезнь Альцгеймера до сих пор является неизлечимой? Еще четверть века назад была предложена амилоидная гипотеза развития этого заболевания, связанная с отложением в тканях мозга белка бета-амилоида. Амилоидные бляшки могут быть разных типов, самые распространенные – диффузные, представляющие собой слабо организованные аморфные «облака», а также плотные, с компактным центром.

Последние служат объектами особого внимания ученых: было сделано несколько попыток создать лекарство от болезни Альцгеймера на основе моноклональных антител, способных снижать численность плотных амилоидных бляшек, но результаты клинических испытаний были как минимум неоднозначны.

Бета-амилоидные бляшки (коричневым цветом) и аномальные скопления тау-белка (синим) в головном мозге при болезни Альцгеймера. © NIH Image GalleryFollow

Считается, что оба типа амилоидных бляшек образуются в мозге спонтанно, а уничтожают их клетки микроглии – иммунные клетки мозга. Микроглия должна работать, как и другие макрофаги: эти клетки имеют белки-рецепторы семейства ТАМ, с помощью которых они распознают, а затем «съедают» отжившую свое клетку. При этом клетка, подлежащая уничтожению, должна сигнализировать об этом определенной молекулой на поверхности – «сигналом смерти».

Именно такой молекулярный сигнал присущ и амилоидным образованиям. Недавно ученые из Института биологических исследований Солка (США) с использованием лабораторных мышей, служащих моделью болезни Альцгеймера, выяснили, что клетки микроглии, несущие рецепторы ТАМ, способны поглощать диффузный бета-амилоид. Внутри этих клеток поглощенные белковые фибриллы уплотняются, и именно из них формируется плотная бляшка.

По мнению исследователей, речь идет о защитном механизме, с помощью которого происходит структурная «организация» более опасного для нейронов диффузного бета-амилоида, в результате чего межклеточное пространство очищается от этого «мусора». Более того, они предполагают, что увеличение активности рецепторов ТАМ в клетках микроглии и связанное с этим ускорение образования плотных бляшек помогает смягчить симптомы болезни Альцгеймера. Эту гипотезу ученые планируют проверить экспериментально.

В заключение авторы предлагают перестать искать способы разрушения амилоидных бляшек, а заняться методами, которые позволят уменьшить синтез патологического белка либо улучшить его выведение из тканей мозга.

Фото: https://commons.wikimedia.org, https://www.flickr.com