Древняя ДНК из пещерных отложений: здесь жил неандерталец!
Археология
Историческая иллюстрация пещеры Галерия-де-лас-Эстатуас на севере Испании. © Иллюстрация Исидро Гиля, 1868

Древняя ДНК из пещерных отложений: здесь жил неандерталец!

Палеогенетика совершила настоящую революцию в изучении истории становления человечества. Но до недавних пор древнюю ДНК извлекали преимущественно из ископаемых человеческих останков, а число таких археологических находок относительно невелико. На сегодня ученые научились добывать генетическую «информацию» непосредственно из осадочных отложений пещер, где обитали древние люди. А недавно из пещер, расположенных на севере Испании и юге Сибири, удалось извлечь и расшифровать ядерную ДНК неандертальцев

О том, что ДНК может сохраняться в осадочных породах в течение тысяч лет, известно давно. Несколько лет назад специалистам из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) удалось впервые извлечь из пещерных образцов ДНК древнего человека. Так для палеогенетиков открылось совершенно новое поле деятельности, так как на каждом пещерном раскопе обнаруживается много таких отложений.

Но первоначально это была ДНК, содержащаяся не в клеточном ядре, а в митохондриях – клеточных органеллах, отвечающих за выработку энергии. Митохондриальная ДНК передается в поколениях только по материнской линии, поэтому намного менее информативна, чем ядерная (хромосомная). И ученые продолжили разработку методов обогащения и анализа ядерной ДНК человека из образцов пещерных осадков.

Кроме того, важно было не перепутать человеческую ДНК с ДНК других млекопитающих, например, пещерных медведей или гиен. Поэтому исследователи при разработке методик фокусировали свое внимание на областях генома, характерных исключительно для человека, а также разработали способы оценки достоверности полученных результатов. Эти методы они применили для изучения более 150 образцов осадочных отложений из трех пещер.

Маттиас Мейер за работой в чистой лаборатории Института эволюционной антропологии им. Макса Планка. © Институт эволюционной антропологии имени Макса Планка

В Чагырской и Денисовой пещерах на Горном Алтае археологи уже находили ископаемые останки древних людей (неандертальцев и денисовцев), из которых была извлечена и проанализирована ДНК. И сравнение «костной» и «пещерной» ДНК подтвердило высокую надежность нового метода.

Более того: считалось, что неандертальцы, обитавшие в Чагырской пещере, жили там недолго и принадлежали к единой популяции. Но все эти выводы были сделаны на основе изучения одного генома, полученного из одной ископаемой кости. Теперь ученым удалось подтвердить это предположение, обнаружив в пещерных отложениях ДНК нескольких индивидуумов, которая оказалась очень схожа с той, что была выделена «классическим методом».

В третьей пещере – испанской «Галерее статуй», были обнаружены каменные орудия труда возрастом 70–115 тыс. лет, но лишь одна небольшая кость неандертальца, недостаточная для анализа ДНК. Анализ ядерной ДНК из осадочных отложений показал, что в этой пещере жили две популяции неандертальцев, причем одна из них была вытеснена другой около 100 тыс. лет назад.

Таким образом, даже в тех местах, где ученым уже удалось извлечь и изучить ДНК древнего человека, исследование осадочных пород может дать много новой информации. Теперь палеогенетика может выйти за «рамки» сериала «Кости», что невероятно расширяет диапазон возможностей этой науки.

Материал подготовлен по пресс-релизу Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Лейпциг, ФРГ)