Анализ древней ДНК доказал, что «викинг» – не этнос, а профессия
Археология
© www.pxfuel.com

Анализ древней ДНК доказал, что «викинг» – не этнос, а профессия

Наше представление о викингах складывается под влиянием книг и фильмов, герои которых – светловолосые, мужественные красавцы-скандинавы. Считается, что диаспоры этих северных мореходов встречались на огромных территориях, от американского континента до азиатских степей. Однако результаты расшифровки древней ДНК показали, что генетические корни многих викингов лежат далеко за пределами Скандинавии

Эпоха викингов, изменившая политическую, культурную и демографическую карту Европы, пришлась на рубеж двух тысячелетий – примерно на 800–1050-х гг. Викинги отличались агрессивными формами экспансии: их жизнь во многом состояла из военных походов, принимавших форму пиратства, и грабительских нападений на города и селения. Параллельно они занимались и вполне уважаемой, мирной деятельностью, торгуя мехом, тюленьим жиром и другими экзотическими для Европы «северными» товарами.

Викинги активно вмешивались и в политику: историки отмечают их немалое влияние на политические события в Европе тех лет, подтверждения чему можно найти в географических названиях и фамилиях исторических деятелей того времени.

Энциклопедии в один голос утверждают, что викинги являлись представителями племен, обитавших в раннее средневековье на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкало в «мир» перенаселение и голод. Но так ли это на самом деле? Ответ на это вопрос дали палеогенетики.

Большая команда европейских ученых проанализировали образцы древней ДНК, выделенной из человеческих останков, обнаруженных в захоронениях эпохи викингов. В их число вошли как точно идентифицированные погребения викингов, так и выполненные в их стилистике, которые были обнаружены на территории современной Скандинавии и других стран Европы, а также за ее пределами: от Италии и Украины до Гренландии. В итоге удалось секвенировать полные геномы 442 человек, которые сравнили с геномами современных и людей других эпох.

Оказалось, что люди, похороненные как викинги, отличались генетической разнородностью. Как это ни удивительно, но многие из них не были блондинами: темные волосы встречались у них даже чаще, чем у современных скандинавов. Несколько «викингов», похороненных в Норвегии, относились к саамам (лопарям) – малочисленному коренному народу Северной Европы с финно-угорскими корнями, близкому к восточноазиатским этносам. На кладбищах на Оркнейских островах, сегодня относящихся к Великобритании, были похоронены викинги, не имеющие «скандинавских» генов, а в самой Скандинавии – ирландцы и шотландцы. Судя по такому разбросу, быть викингом действительно не обязательно означало быть скандинавом. Речь идет скорее об образе жизни и «профессии».

Палеогенетические исследования помогли решить и вопрос, с которым не могла справиться археология: как шла экспансия викингов по территориям и странам? Оказывается, «шведские» викинги продвигались на восток – в Прибалтику, Польшу, Россию и Украину, «датские» – на территорию современной Англии, а «норвежские» – колонизировали Ирландию, Исландию и Гренландию.

В наши дни викинги продолжают жить не только в книгах, песнях и фильмах: их генетическое наследие сохранилось в генофонде современного человечества. И сегодня среднестатистический житель Великобритании может считать себя викингом на 6%, а швед – на целых 10%!