Индивидуальный подход к лечению сахарного диабета метформином
© DennisM2

Индивидуальный подход к лечению сахарного диабета метформином

Лечить не болезнь, а больного – этот принцип, провозглашенный знаменитым античным врачом Гиппократом, приобретает все большую популярность в современной «продвинутой» медицине. Так, сегодня шведские ученые разрабатывают тесты, благодаря которым можно еще до начала лечения больного диабетом определить, подойдет ли ему сахаропонижающий препарат метформин, широко использующийся в терапии сахарного диабета 2 типа, особенно на фоне избыточного веса

Персонализированная медицина, делающая акцент на индивидуальные особенности пациента, все шире входит в нашу жизнь. К примеру, уже стало почти рутинной процедурой выявление неблагоприятных генетических вариантов, связанных, к примеру, с предрасположенностью к раку, уровнем чувствительности к противораковым препаратам или антикоагулянтам, препятствующим тромбообразованию.

При диабете 2-го типа организм теряет способность адекватно реагировать на гормон инсулин, который производят клетки островков Лангерганса поджелудочной железы, в результате чего в крови повышается уровень глюкозы. На начальных стадиях заболевания для нормализации «сахара» часто достаточно диеты и физических упражнений. Но если такие меры не помогают, то назначаются лекарственные сахаропонижающие средства, и метформин, согласно международным рекомендациям, является препаратом «первой линии».

Однако у немалой (около 20–30%) части пациентов метформин вызывает побочные эффекты, обычно в виде желудочно-кишечных симптомов: тошноты, болей в желудке, диареи. При этом у 5% больных эти симптомы настолько сильны, что им приходится прекращать прием лекарства. Кстати сказать, почти каждому третьему больному сахарным диабетом 2-го типа метформин просто не помогает, но это становится очевидным не сразу, так что какое-то время эти люди фактически не получают лечения. Поэтому так важно заранее выявить таких пациентов.

Известно, что в развитие диабета 2-го типа вносят вклад эпигенетические («надгеномные») изменения ДНК, такие как метилирование (присоединение метильной группы -CH3), что препятствует считыванию генетической информации. И в ДНК, извлеченной из образца крови пациента, можно определить молекулярные маркеры, которые будут отражать степень метилирования ДНК в клетках, производящих инсулин, т.е. эффективность его секреции.

Ученые из Лундского университета (Швеция) решили выяснить, существуют ли подобные маркеры для реакции организма на метформин. Для этого они оценили степень метилирования ДНК в образцах крови 363 человек, у которых был диагностирован диабет, до начала лечения метформином. Через год, проанализировав связь между эффективностью лечения, наличием побочных эффектов и характером метилирования ДНК, они обнаружили несколько таких маркеров.

Оказалось, что у больных с более высокой степенью метилирования маркерных участков ДНК метформин был в среднем в 2,5 раза менее эффективен и в 3 раза чаще вызывал побочные эффекты. Эти участки, кстати, были связаны с генами, кодирующими белки-переносчики метформина, а также белки, участвующие в регуляции обмена углеводов, что служит косвенным подтверждением полученных результатов.

В дальнейшем планируются клинические исследования с участием большего числа людей, чтобы определить наиболее «удачные» молекулярные маркеры для использования в клинической практике.

Что касается самого метформина, то область его применения может оказаться намного шире: еще несколько лет назад выяснилось, что этот препарат способен тормозить старение и развитие рака, что было доказано в экспериментах на лабораторных грызунах. Этим результатам вторит и статистика: у больных диабетом, принимающих метформин, риск умереть от рака меньше, чем у тех, кто принимает другие противодиабетические препараты.