Биоразнообразие вместо антидепрессантов

Биоразнообразие вместо антидепрессантов

Считается, что люди, живущие рядом с городскими парками или водоемами, чувствуют себя лучше физически и психически. Недавно ученые из Германии изучили в масштабе страны характер влияния на здоровье человека видового разнообразия растений и птиц в местах его проживания

Как известно из опросов горожан, разнообразие видов птиц и растений в зеленых зонах положительно влияет на состояние здоровья и психики. Однако большинство таких исследований, как правило, носили достаточно частный характер. Сейчас же ученые из трех крупных научно-исследовательских организаций Германии изучили взаимосвязь между видовым разнообразием городской фауны и флоры и здоровьем человека в масштабе всей страны.

В рамках этого исследования были проанализированы данные о психическом и физическом здоровье около 30 тыс. человек (почти 15 тыс. домохозяйств) из базы данных немецкой социоэкономической панели SOEP. Информация о состоянии здоровья была получена путем опросов; учитывались и социально-экономические факторы: возраст, пол, уровень дохода, уровень образования и т.п. А в качестве меры природного разнообразия использовали число видов растений и птиц, а также численность пернатых в районах проживания людей.

Оказалось, что богатство природной среды положительно связано именно с психическим благополучием человека. Однако это не касалось такого экологического фактора, как численность птиц, что стало для исследователей неожиданностью. Вероятно, причиной могут служить не слишком теплые чувства, которые многие люди испытывают к своим шумным и зачастую назойливым соседям – голубям, воронам и чайкам, массово селящимся вблизи человеческих поселений.

Механизм благотворного влияния разнообразия природной среды на нашу психику пока неизвестен. Предполагается, что оно способствует снижению психологического стресса и восстановлению направленного внимания. Значение, очевидно, имеют и положительные эмоции, которые дают нам наблюдения за изменчивостью растительных форм, красок и запахов или птичье пение.

С другой стороны, видовое богатство окружающей природной среды может просто отражать ее высокое качество. В «хорошем месте» и жить хорошо, что само по себе способствует стабилизации психического состояния. Но в любом случае сохранение биоразнообразия городской среды можно рассматривать как дополнительное средство укрепления общественного здоровья, и это стоит учитывать при городском планировании.

Фото: https://pixnio.com