Вакцина против рака головного мозга: первые клинические испытания
Гистологический срез глиобластомы – одной из самых агрессивных опухолей головного мозга. © KGH

Вакцина против рака головного мозга: первые клинические испытания

Большинство спонтанно возникающих в организме злокачественных клеток тут же уничтожаются иммунной системой, так что мы просто не замечаем их появления. Помочь иммунным клеткам выполнять свою работу могут вакцины, содержащие специфичный для опухоли маркер-антиген, которые стимулируют противораковый иммунный ответ. И сейчас в Германии проводят первые клинические испытания терапевтической вакцины против рака головного мозга, с трудом поддающегося лечению

Глиомы – часто встречающиеся опухоли головного мозга, формирующиеся из глии («обслуживающих» клеток), с разной степенью злокачественности. Полностью удалить хирургическим путем их трудно, а лучевая и химиотерапия в этом случае оказываются малоэффективны, в том числе из-за наличия гематоэнцефалического барьера, защищающего мозг от опасных молекул и патогенов.

Примерно у трех четвертей таких больных в раковых клетках обнаруживается мутация в гене, который кодирует фермент изоцитратдегидрогеназу 1 (IDH1), участвующий в цикле трикарбоновых кислот. Мутация гена IDH1 специфична именно для глиом – она не встречается в здоровых тканях и, более того, ответственна за их развитие.

Однако иммунная система может распознать мутантный белок IDH1 как чужеродный, и соответствующая вакцина позволяет решить проблему в корне, запуская специфический ответ Т-хелперов, относящихся к Т-лимфоцитам.

Вакцина на основе фрагмента измененного белка IDH1 была создана еще несколько лет назад. Доклинические испытания на лабораторных мышах показали, что она способна остановить рост раковых клеток с этой характерной мутацией. Результаты были столь впечатляющими, что ученые протестировали вакцину в рамках клинического исследования I фазы.

В испытании участвовали 32 пациента со злокачественными астроцитомами (глиальными опухолями головного мозга), раковые клетки которых несли мутацию IDH1. В дополнение к стандартному лечению (лучевой и/или химиотерапии темозоломидом) они получали пептидную вакцину IDH1-vac. Большинство участников прошли весь курс из 8-ми прививок.

Серьезных побочных эффектов не было отмечено ни у кого из испытуемых, при этом у 93% больных иммунная система специфически отреагировала на вакцинный пептид. У 12 пациентов наблюдалось «набухание» опухоли, вызванное ответными реакциями Т-лимфоцитов, а в крови было обнаружено много Т-хелперов с рецепторами к вакцинному пептиду. Другими словами, у этих больных активированные иммунные клетки успешно проникли и активно работали в опухолевой ткани. У 82% пациентов со специфическим иммунным ответом на вакцинирование опухоль не прогрессировала в течение трех лет.

Конечно, выводы об эффективности новой вакцины делать еще рано – пока нет сравнения с контрольной группой. Однако безопасность и иммуногенность вакцины были доказаны настолько убедительно, что испытания будут продолжены. Вакцину предполагается использовать в комбинации с иммунотерапевтическим препаратом – так называемым ингибитором контрольных точек, который помогает иммунным клеткам бороться с опухолью.