Болезнь Альцгеймера можно обнаружить по анализу крови
Медицина

Болезнь Альцгеймера можно обнаружить по анализу крови

21 сентября отмечается Всемирный день борьбы с болезнью Альцгеймера – одной из основных причин старческой деменции. Практически в это время в этом году вышла совместная работа ученых и медиков из Санкт-Петербурга, которые обнаружили биомаркеры, позволяющие диагностировать эту болезнь на разных стадиях с помощью простого анализа крови

По данным Всемирной организации здравоохранения, болезнь Альцгеймера служит виновником 60–70% всех случаев слабоумия у пожилых людей. Ежегодно это нейродегенеративное заболевание, для которого пока не существует эффективного лечения, диагностируют примерно у 10 млн человек.

Деградация умственных способностей при болезни Альцгеймера часто сопровождается снижением контроля над эмоциями и поведением. Принято выделять три стадии болезни, при этом уже на самой ранней, бессимптомной стадии у больного может наблюдаться повышенная забывчивость и нарушение ориентации в знакомых местах. Но поскольку все эти симптомы развиваются постепенно, начало болезни остается незамеченным.

Однако именно на этой ранней стадии важно понять, что патологический процесс уже начался. Это даст возможность своевременно назначить терапию, чтобы замедлить прогрессирование болезни, что позволит повысить качество жизни как самого больного, так и членов его семьи.

Для выявления болезни Альцгеймера используются такие методы, как психологическое тестирование, а также анализ спинномозговой жидкости на биомаркеры, отражающие нарушения белкового обмена и дегенеративных процессов в головном мозге. Но точность такой диагностики не слишком велика, а взятие образца спинномозговой жидкости (люмбальная пункция) – тяжелая инвазивная процедура. Да и маркеров изменений в спинномозговой жидкости, достаточно информативных на ранних стадиях этого заболевания, не существует.

Поисками таких маркеров в периферической крови занимаются ученые из Санкт-Петербургского государственного университета совместно с врачами и сотрудниками научно-исследовательского отдела Городской больницы № 40. В их последнем исследовании приняли участие 52 пожилых пациента, страдающих болезнью Альцгеймера на разных стадиях.

Сначала мозг участников обследовали с помощью позитронно-эмиссионной томографии с использованием дезоксиглюкозы, меченой радиоактивным изотопом, – изменение метаболизма этой молекулы служит маркером уровня нейродегенерации. Участники также прошли тестирование на когнитивные нарушения. А в их спинномозговой жидкости и в периферической крови ученые измерили уровень содержания различных веществ – потенциальных молекулярных биомаркеров болезни Альцгеймера.

Оказалось, что диагностическим маркером ранней стадии заболевания могут служить изменения уровня противовоспалительного белка антагониста рецептора интерлейкина 1 (IL-1RA). А еще один противовоспалительный пептид – фактор роста лейкоцитов G-CSF – можно использовать для диагностики болезни на последней стадии.

Среди потенциальных биомаркеров – и молекула клеточной адгезии sICAM-1, которая обеспечивает взаимодействие клетки с «соседями» и «окружающей средой». Согласно более ранним исследованиям, sICAM-1 является маркером дисфункции эндотелия (клеток внутренней выстилки) кровеносных сосудов у пожилых людей с когнитивными нарушениями. Сейчас же выяснилось, что она может служить и индикатором тяжести патологического сосудистого процесса при болезни Альцгеймера на поздней стадии деменции.

Все эти биомаркеры можно измерить не только в спинномозговой жидкости, но и образцах периферической крови. А это означает, что они являются перспективной основой простой диагностики болезни Альцгеймера, в том числе на ранних бессимптомных стадиях.

Публикация подготовлена с использованием материалов пресс-службы СПбГУ