Бывшая «амазонка» Укока обрела свое истинное лицо
Пазырыкская культура стала широко известна после находки на алтайском плато Укок в 1990-х гг. легендарного «замерзшего» погребения с мумией знатной женщины, которую СМИ окрестили «алтайской принцессой». Но история изучения этой культуры железного века насчитывает уже более 150 лет, и благодаря уникальной сохранности человеческих останков и предметов из органических материалов археологи смогли узнать многое о жизни, быте и верованиях пазырыкцев. А сегодня у нас появился редкий шанс взглянуть на лица людей, живших более двух тысячелетий назад: новосибирским ученым удалось воссоздать лица представителей этого древнего, но удивительно «современного» многоэтнического сообщества
Около тридцати лет назад родилась красивая легенда об алтайских амазонках. Основанием для нее послужила находка в 1990 г. на плато Укок в Горном Алтае первого непотревоженного грабителями погребения пазырыкской культуры.
В одном из курганов могильника Ак-Алаха-1, в большом склепе, заполненном льдом, археологи обнаружили останки двух тел, лежащих в лиственничных колодах. Судя по богатому набору вооружения, включающего луки, щиты, кинжалы и чеканы, сопровождавших умерших в загробный мир, это были воины. А останки девяти коней указывали на высокий социальный статус.
«Замерзшие» (заполненными льдом) могилы – редчайшее явление в археологии, появились благодаря уникальному сочетанию природных условий и культурных традиций пазырыкцев. Толща льда сохранила забальзамированные тела людей и предметы из органических материалов (дерева, кожи, ткани и т. п.)Вопреки традициям тела не были мумифицированы, но на основе изучения скелетов один из погребенных был признан зрелым мужчиной, а второй – юной девушкой. Хотя ученых удивила необычная для девушки массивность некоторых костей, все же меньший размер оружия, косичка на голове, миниатюрное зеркало, а также найденные рядом раковины каури – символы женской плодовитости, указывали, что это – останки женщины.
Спустя четверть века после этой находки легенда о пазырыкских девушках из «высшего общества», которые, подобно сарматским женщинам-воительницам, могли до замужества заниматься военным искусством, умерла. Благодаря молекулярно-генетическому анализу амазонка с Укока «поменяла» пол, превратившись в юношу.
А сегодня антропологам удалось воссоздать лица этих людей, которые были похоронены на плато Укок более двух тысячелетий назад. Это стало возможным благодаря методу антропологической реконструкции, разработанному известным российским антропологом, археологом и скульптором М. М. Герасимовым. С помощью этого метода ученые восстанавливают черты лица по особенностям черепа с учетом соотношения толщины мягких тканей.
Выглядят они, как типичные европейцы. Но вот вопрос – можно ли назвать их типичными представителями пазырыкского общества? Ведь еще первые исследователи «царских» Пазырыкских курганов отмечали, что среди мумифицированных останков были люди разного расового типа – европеоиды и монголоиды.
Информацию об этническом составе пазырыкского общества дают и художественные памятники пазырыкской культуры, хотя изображения людей, к сожалению, встречаются редко. Один из самых известных и ярких пазырыкских артефактов – огромный войлочный ковер из Пятого Пазырыкского кургана. На нем изображены богиня, стоящий перед ней всадник и мифический человеко-зверь, борющийся с птицей. Все персонажи имеют ярко выраженные южно-европеоидные лица, в первую очередь всадник с пышной черной шевелюрой, массивным орлиным носом и лихо закрученными усами.
Еще одно важное древнее свидетельство – семь деревянных резных блях-подвесок в виде человеческих лиц, украшавших узду коня из Первого Пазырыкского кургана. На этом своеобразном «групповом портрете» изображены, по мнению исследователей, безусые монголоидные лица центральноазиатского или, скорее, местного алтайского типа. При этом изображения на трех бляхах явно принадлежат метисам.
Местные племена занимали важное место в структуре пазырыкского населения Алтая. Хотя местных алтайцев нельзя отнести к какому-то определенному антропологическому типу – европеоидному или монголоидному. Такие группы характерны для Северной Евразии – они обнаруживаются в разные археологические эпохи, от пещерных захоронений до современности.
Что касается «европейцев», то племена Южного Алтая издавна были связаны с кочевым и полуоседлым населением Передней и Средней Азии, скотоводами и земледельцами. Люди этого европеоидного типа начали проникать на Алтай уже в эпоху бронзы, что подтверждают данные палеогенетики. Это подтверждает и традиция мумифицировать тела умерших (вспомним мумию «алтайской принцессы»), характерная для городского населения, но мало совместимая с обычным образом жизни пазырыкцев.
«Чистые» монголоиды, наиболее близкие к забайкальским хунну, встречались среди пазырыкцев редко. На сегодня известны всего три представителя этого типа – двое мужчин и женщина, и все они относились к разным слоям пазырыкского общества. Причины появления и «натурализации» этих людей на Алтае остаются загадкой. Возможно, именно благодаря подобным «проникновениям» в алтайских курганах стали появляться китайские предметы, а в местном искусстве – отзвуки китайских традиций.
Европейцы, местные алтайцы, монголы-хунну … Древнее пазырыкское общество оказалось очень пестрым, как сейчас говорят – «многонациональным». В нем находилось место каждому человеку, независимо от расы. И определялось оно, скорее всего, именно личными качествами, а не расовой принадлежностью. Так, даже среди немногочисленных мигрантов-монголоидов мы встречаем как рядового члена общества, похороненного с одним конем, так и представителя элиты, который отправился на «небесные пастбища» в сопровождении 14 коней. А ведь именно числом этих животных измерялась «стоимость» человека в обществе кочевников.
И все эти люди, независимо от этнической принадлежности, жили по одним законам, носили своеобразную одежду, а их тела были покрыты типичными пазырыкскими татуировками. И хоронили их всех по одному обряду, и даже в одних курганах.
Сегодня мы многое знаем о жизни этого древнего народа, в непростых условиях создавшего удивительно современное «толерантное» общество. Но многого еще не знаем. Чтобы глубже понять, что такое пазырыкская культура, нужно узнать как можно больше о ее создателях, и использование современных методов физической антропологии и палеогенетики приведет к новым открытиям в этой области. А чтобы проникнуться вольным духом древних пазырыкцев – достаточно просто посмотреть им в лицо.
Подробнее читайте в статье Н.В. Полосьмак, Д.В. Позднякова и Т.А. Чикишевой «Пазырыкцы: культура в лицах» в журнале «НАУКА из первых рук»