
Через тернии – к звездам, или Первый человек «за бортом» космического корабля «Земля»
12 апреля 1961 г – особая дата в истории человечества. В этот день человек впервые вышел за пределы земной атмосферы и смог своими глазами увидеть, как прекрасна и как мала в сравнении с бескрайним космосом родная планета. С 1962 г. этот день в нашей стране стал праздником – Днем космонавтики, а спустя 50 лет со дня полета Юрия Гагарина эта дата, согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН, является Международным днем полета человека в космос. Сейчас этот день в мире отмечают более 70 государств
31 марта 1934 г., в Ленинграде открылась первая в мире Всесоюзная конференция по изучению стратосферы. С сообщениями на ней выступили 77-летний К.Э. Циолковский, с конца XIX в. систематически занимавшийся теорией движения реактивных аппаратов, и 27-летний С.П. Королев – будущий «Главный конструктор», отправивший в космос первый спутник и первого космонавта. И когда Королева спросили, верит ли он, что человек полетит в стратосферу на реактивном аппарате в ближайшем будущем, тот ответил: «Нет, не верю, я просто знаю, что он полетит». За три недели до этого дня в селе Клушино Смоленской области, в рабочей семье Гагариных родился мальчик Юрий.
Конференция 1934 г. послужила отечественным изобретателям мощным импульсом для создания исследовательских ракет, а в словаре ученых и инженеров появился новый термин – «космонавтика». Бурный рост ракетной промышленности в мире начался в 1942 г. со старта «Фау-2», созданной немецким конструктором В. фон Брауном, одним из основоположников современного ракетостроения.
Идея создать на базе этой ракеты комплекс для пилотируемых полетов в космос пришла инженеру-подполковнику М.К. Тихонравову, когда в 1944 г. он с группой специалистов побывал на немецком ракетном полигоне вблизи польского городка Дембице.
Удивительно, но эта идея стала воплощаться в жизнь далеко не сразу. И здесь свою роль сыграла «космическая гонка» между двумя державами – СССР и США, которая условно началась «с подачи» фон Брауна, теперь уже как американского конструктора ракетно-космической техники. В 1946 г. Совет Министров СССР принял постановление «Вопросы реактивного вооружения», ознаменовавшее создание отечественной ракетно-космической отрасли. И здесь свою роль сыграл политический аспект. Наличие спутника, способного совершить орбитальный полет вокруг Земли, стало бы свидетельством возможностей создания межконтинентальных баллистических ракет.
За день до начала космической эры – запуска первого искусственного спутника – в «Особом конструкторском бюро №1» (ОКБ-1), где главным конструктором был С.П. Королев, появляется план «Ближайшие задачи по изучению космоса», где были упомянуты пилотируемые полеты. Аналогичный пункт содержал и документ «Космическая политика США», утвержденный 20 июня 1958 г. Космическая гонка продолжалась…
Весной 1960 г. в СССР был запущен первый беспилотный корабль, а в августе того же года вышло секретное постановление Совета Министров СССР «О подготовке полета человека в космическое пространство». В начале 1961 г. шесть из 12 летчиков, зачисленных слушателями-космонавтами, сдали экзамены на «отлично». Комиссия рекомендовала очередность полетов, и первым был назван Ю.А. Гагарин.
Свой исторический полет первый в мире космонавт совершил 12 апреля 1961 г. на корабле «Восток-1». При этом результаты предыдущих запусков пяти беспилотных кораблей в 1960 г. были не слишком обнадеживающие: переход на более высокую орбиту вместо спуска; взрыв двигателя при старте; успешный запуск с отказами приборов (пассажиры собаки Белка и Стрелка); корабль подорван из-за недостаточного тормозного импульса; невыход на орбиту из-за аварийного выключения двигателя.
Адекватной теории расчета надежности для таких экстраординарных ситуаций тогда не существовало, а Королев торопился, ведь речь шла о приоритете. Он поставил условие, что пилотируемому полету должны предшествовать два удачных пуска с манекеном. В марте 1961 г. оно было выполнено: два успешных полета (в том числе с собакой Чернушкой), хотя и с перелетом из-за неразделения спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека.
Согласно имеющимся документам, за три недели до полета «Востока» в автономных испытаниях корабля было выявлено 20 дефектов, сделано 52 замечания и проведено 48 доработок, а при подготовке ракеты-носителя – проведено шесть серьезных доработок, устранено 70 замечаний по конструкции изделия, двигательной установке и системе управления, сделаны работы по 48 техническим указаниям и заменено 9 бортовых приборов.
Старт ракеты-носителя с кораблем «Восток-1» успешно состоялся 12 апреля в 9 ч. утра по московскому времени. Но уже на 156-й секунде полета отказал блок питания антенн системы радиоуправления, из-за чего двигатель отключился позже (по резервному варианту) и корабль вышел на орбиту, значительно выше запланированной. Теперь, в случае проблем с тормозной двигательной установкой, он мог спуститься с такой высоты за счет естественного торможения за 30 суток вместо 10, и космонавт бы погиб. О выходе на нерасчетную орбиту Гагарину не сообщили.
В 9.33 корабль вошел в тень Земли, затем прошел над Гавайскими островами и в 10.06 обогнул с юга мыс Горн. Так, взлетев 12 апреля, Гагарин вернулся в ночь 11 апреля в Западном полушарии, а затем вновь оказался в 12 апреля.
В 10.25.04 включилась тормозная двигательная установка, которая из-за неплановой потери горючего отключилась на неполную секунду раньше. Следствием этой крошечной заминки стал перелет в 600 км. И не только – корабль стал вращаться. По словам Гагарина, получился «кордебалет»: «голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза». Из-за нарушения «сценария» спуска команда на автоматическое разделение спускаемого аппарата и приборного отсека не прошла, как и в двух последних беспилотных запусках. В результате сработал резервный вариант с термодатчиками.
Наконец, в 10.42 кресло космонавта катапультировалось над широко разлившейся Волгой, и Гагарин начал спускаться на основном парашюте – ожидалась посадка на воду. При этом носимый аварийный запас оторвался и упал, лишив космонавта не только радиостанции, пеленгатора и запаса продукта, но и надувной лодки. К счастью, благодаря раскрывшемуся запасному парашюту и сильному западному ветру Гагарину удалось приземлиться в паре км от воды.
Вот так завершился первый одновитковый полет человека вокруг Земли – он длился 108 минут, и каждая из этих минут навсегда осталась в истории.
Сообщение ТАСС о полете Гагарина планировали передать по радио через 25 мин. после старта. Но оно задержалось, а американская станция радиоэлектронной разведки на Аляске перехватила переговоры космонавта и телевизионное изображение, и уже через полчаса после старта ракеты президенту США доложили о событии.
Здесь нужно отметить, что для ТАСС было заранее подготовлено три конверта с разными вариантами сообщения: первый об удачном запуске, второй – о гибели космонавта на старте или при выходе на орбиту, третий – на случай нештатной посадки. К счастью, два последних варианта не понадобились.
…В 1895 г. К.Э. Циолковский, один из основоположников теоретической космонавтики, написал: «Еще с юных лет я нашел путь к космическим полетам. Это –центробежная сила и быстрое движение». Прошло менее ста лет, и эта идея, казавшаяся в то время несбыточной, воплотилась в жизнь.
И не только она. В 1968 г., спустя семь лет после своего легендарного полета, Гагарин так ответит на вопрос журналистов журнала «Огонек» о планах на ближайшее будущее: «…Вот жена окончательно поправится, погружу свое семейство на катерок, есть у меня такой, и махну куда-нибудь на природу. Порыбачить, у костра посидеть, поесть ухи… Но ведь вас такие мои мечты не устраивают. Вам космические подавай. А в этой области нам высказывать мечты не положено. Разве что общую для всех космонавтов, самую заветную: пошагать по другой планете, чтобы на ее пыльных тропинках оставить и наши следы, как в песне».
Эта мечта была реализована буквально на следующий год американской экспедицией «Аполлон-11», которая в июле 1969 г. впервые побывала на поверхности другого небесного тела – Луны. По словам автора этого грандиозного проекта, американского ученого Д. Хуболта, еще за полвека до полета «Аполлона» идея использовать для высадки на планету модуль, спускаемый с ее орбиты, была придумана русским инженером. Этот человек, вошедший в историю мировой космонавтики под именем Юрия Кондратюка, прожил половину своей жизни под чужой фамилией и, мечтая о полетах на другие планеты, строил мосты и элеваторы. Но это уже другая история…
Публикации по теме:
Космический урок русского, или 108 минут, открывшие дорогу в космос
«...Мы смогли бы такие вензеля выписывать по Вселенной!»
Земная проекция звездной судьбы
Из атмосферы – в космос. Воздушно-космический самолет – транспорт будущего
