Дикие и домашние кролики: главное отличие – в мозгах
Самка кролика (Oryctolagus cuniculus). Именно этот вид, населяющий юг Франции, и был одомашнен около полутора тысяч лет назад

Дикие и домашние кролики: главное отличие – в мозгах

Основное отличие всех домашних животных от диких предков бросается в глаза: они не боятся человека. И хотя механизмы, определяющие поведение одомашненных животных, во многом известны, феномен доместикации продолжает изучаться. Удобной моделью служат кролики: их одомашнили относительно недавно, а дикие собратья и сейчас благоденствуют. Этим ушастым объектом заинтересовалась группа европейских и американских ученых, которые сначала обнаружили у прирученных кроликов изменения в генах, связанных с развитием мозга, а затем установили их влияние на морфологию и связь с поведением

Различия в структурах мозга восьми диких и восьми домашних кроликов были проанализированы с помощью метода магнитно-резонансной томографии. Оказалось, что одомашнивание привело к значительному (на 10%) уменьшению размера подкорковой структуры, называемой амигдалой или миндалиной. Это – часть лимбической системы мозга, которая, помимо прочего, занимается регуляцией эмоционально окрашенных поведенческих реакций, в первую очередь негативных, таких как тревога и страх.

Параллельно у домашних кроликов на 11% увеличился размер медиальной префронтальной коры, которая подавляет проявления агрессии и страха. Кроме того, выяснилось, что для их мозга в меньшей степени характерна стрессовая реакция «бей или беги» в ответ на внешнюю угрозу, что связано с уменьшением количества нервных волокон в соответствующих областях мозга.

Процесс одомашнивания, как известно, сопровождался отбором по признакам, помогающим животным обитать в тесном контакте с человеком, предоставившим им пищу и кров. Как мы видим, в случае кроликов он привел к изменениям на всех уровнях организации мозга: генетическом, структурном и поведенческом. Страх и агрессия – естественные реакции диких животных, необходимые им для выживания в природной среде. Но домашнему кролику гораздо полезнее быть спокойным и невозмутимым. Благодаря перестройке мозговых структур животные стали испытывать меньше страха перед потенциальной опасностью и выказывать меньше агрессии в ответ на угрозу. Интересно, что при этом они, как и прекрасные «одомашненные» элои из «Машины времени» Уэллса, стали и менее «любопытными», во многом утратив это качество, необходимое для своевременного распознавания опасности.