Фотоаппарат памяти не товарищ?
Физиология

Фотоаппарат памяти не товарищ?

Благодаря техническому прогрессу фотосьемка стала обыденным делом: сегодня фотографируют все и всё. Считается, что фотография как ничто другое помогает нам «уловить», закрепить в памяти волнующие события и важные моменты нашей жизни. Однако, как показали недавние эксперименты, результат может оказаться прямо противоположным: по крайней мере, фотографирование в художественном музее приводит к тому, что «фотографы» запоминают меньше деталей об объектах и местах их расположения, чем обычные экскурсанты. Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Крузе продолжили исследования своих коллег, убедительно показав, что фотосъемка мешает нам запомнить то, что «увидели» объективом

Чтобы выяснить, как влияет фотосъемка на запоминание, американские исследователи предложили участникам эксперимента рассмотреть картины из музейной коллекции на экране монитора. Одна группа испытуемых просто смотрела на объекты в течение 15 сек, другая должна была еще и снимать их на камеру смартфона, третьей было предложено воспользоваться приложением Snapchat, которое позволяет сделать фотоснимок и переслать его адресату, но не сохранить его на устройстве.

С помощью Snapchat ученые хотели протестировать гипотезу, согласно которой камера выступает в роли своеобразного «протеза памяти». Другими словами, люди плохо запоминают то, что фотографируют, надеясь на «память» гаджета. Однако результаты эксперимента показали, что все «фотографы» примерно на 20% хуже отвечали на вопросы о том, что было изображено на картинах, чем «наблюдатели».

Согласно еще одной гипотезе, при занятии фотосъемкой у человека просто рассеивается внимание. Эту возможность учли в другом эксперименте, когда испытуемые могли сначала сфотографировать изображение, а затем уже рассматривать его в течение тех же 15 сек. Кроме того, был введено более жесткое условие для выявления эффекта «фотопротеза» памяти: все снимки делались на обычную камеру, но их тут же требовалось удалить из памяти устройства.

Однако даже такое ужесточение условий фотосъемки не помогло: ухудшение запоминания объекта при его фотографировании наблюдалось в обоих случаях. Ученые делают вывод, что протестированные гипотезы не могут полностью объяснить наблюдаемый эффект. Правда, не исключено, что даже если человек уверен, что информация, зафиксированная на внешний носитель, стерта, его мозг каким-то образом «обманывает» себя, воспринимая ее как доступную в будущем.

Даже поверить в тот факт, что фотоаппарат «играет» против памяти, для участников эксперимента оказалось непросто: более половины из них были уверены, что фотографирование помогло им запомнить картину, а усомнилась в этом лишь пятая часть испытуемых

Но для фотографов-любителей есть и положительный момент: согласно некоторым исследованиям, результат оказывался не столь пессимистичным в случае, когда люди не выполняли указания, а сами выбирали, что сфотографировать. Но все же, если вы действительно хотите хорошо запомнить яркие мгновения своей жизни, стоит задуматься – нужно ли хвататься за камеру всякий раз, когда рука тянется к ней по привычке? А может, лучше последовать примеру североамериканских индейцев, у которых был свой «душистый» рецепт воскресить воспоминания о событиях прошлого, ведь именно запахи, как ничто другое, способны пробудить нашу эмоциональную память.

Фото: https://pixnio.com/sport/mountain-climbing/landscape-sky-mountain-nature-photographer-mountain-climbing