«Дружные» нейроны улучшают память
Физиология
Гиппокамп

«Дружные» нейроны улучшают память

Почему мы помним имя друга детства, которого не видели много лет, но легко забываем имя человека, с которым только что познакомились? Другими словами, почему одни воспоминания сохраняются десятилетиями, а другие не живут и минуты? Исследователям удалось выяснить причину в экспериментах на лабораторных мышах

Для изучения механизма работы памяти ученые из Калифорнийского технологического института (США) использовали мышей, в мозг которых были вживлены устройства, измеряющие активность нейронов в гиппокампе – области, играющей важную роль в формировании воспоминаний.

Животных помещали в узкую коробку длиной около полутора метров, на стенках которой в разных местах были нарисованы геометрические фигуры (например, крест или наклонная черта). В конце этого импровизированного «коридора» находилось лакомство – емкость с подслащенной водой. Мыши исследовали «интерьер» нового для себя места, запоминая, как добраться до угощения. Впервые оказавшись в экспериментальной установке, животные бродили хаотично, пока не натыкались в конце концов на поилку. Но постепенно они начинали более уверенно ориентироваться в обстановке.

Что же в это время происходило в их мозге? В начале эксперимента ученые наблюдали активацию небольшого количества нейронов гиппокампа во время рассматривания животными фигур на стенах. Но постепенно рассматривание рисунков приводило к активации все большего числа нейронов, что означало распознавание животными своего местонахождения относительно каждой фигуры.

Затем эксперимент был приостановлен на несколько дней. Когда после перерыва мышей вновь запустили в знакомый «коридор», выяснилось, что одни животные помнят ориентиры лучше, другие – хуже. И лучше была память у тех, у кого в процессе запоминания во время знакомства с коридором активировалось самое большое число нейронов. В этом случае даже если часть нейронов «забывала» свою задачу или начинала работать несинхронно, оставшихся хватало, чтобы мыши вспомнили, куда нужно двигаться.

По словам ученых, такое запоминание можно сравнить с рассказом длинной и сложной истории. Чтобы ничего не забыть и не запутаться, ее можно рассказать друзьям, а потом вместе с ними вспоминать ее, уточняя детали. И чем больше будет компания друзей, тем точнее окажется повествование. Аналогичным образом действуют нейроны, формируя нашу память.

Потеря памяти, вызванная, в том числе, такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера, имеет катастрофические последствия для человеческой жизни. Возможно, предотвратить этот процесс удастся, если научиться стимулировать нейроны так, чтобы на этапе формирования памяти о каком-то важном объекте участвовало как можно большее их количество.

Как это сделать, пока непонятно. Но люди давно заметили, что чем больше повторяешь какое-то действие, тем лучше его запоминаешь – возможно, именно потому, что с практикой возрастает число таких «дружных» нейронов.

Фото: https://www.flickr.com