• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
3763
Двадцать пять веков назад коноплю «курили» не только на Памире, но и в Горном Алтае
Биология

Двадцать пять веков назад коноплю «курили» не только на Памире, но и в Горном Алтае

В журнале Science Advances вышла статья о находке в Восточном Памире наиболее ранних достоверных и научно подтвержденных археологических свидетельств сжигания конопли в ритуальных целях, относящихся примерно к V в. до н.э. Но еще в середине прошлого века в «царских» Пазырыкских курганах (Горный Алтай), датируемых IV–III вв. до н.э., был обнаружен комплекс предметов, судя по которым пазырыкцы устраивали церемонию «вдыхания паров конопли» так, как это описал Геродот: «Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия». Исследователь Пазырыкских курганов С. И. Руденко считал, что воскурение конопли практиковалось в быту и мужчинами, и женщинами. Спустя полвека это удалось доказать исследователям из Института ядерной физики и Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск)

Ученые из Китайской академии наук и Института естествознания имени Макса Планка исследовали деревянные чаши, обнаруженные при раскопках Джирзанкальского кладбища возрастом около 2,5 тыс. лет на Памирском плато – регионе, который служил важным каналом культурного общения через Евразию, связывая древнее население в современных регионах Китая, Таджикистана и Афганистана. Судя по всему, во время погребальных обрядов местное население использовало эти чаши для сжигания конопли, помещая в них горячие камни. На стенках чаш-курильниц и на камнях был обнаружен биомаркер каннабиса – каннабинол, образующийся из действующих веществ конопли под воздействием высоких температур.

Однако «сценарию» Геродота лучше всего соответствуют результаты исследований находок из ставших широко известными «замерзших» могил пазырыкской культуры V—III вв. до н. э. на плато Укок в Горном Алтае. Еще в 1947 г. в ходе раскопок С. И. Руденко во Втором Пазырыкском кургане были обнаружены небольшой деревянный каркас палатки и особая медная посуда: небольшой котелок на поддоне с двумя ручками и прямоугольное блюдо-жаровня на четырех ножках, где находились потрескавшиеся от огня камни и обугленные семена конопли. Ручки курильницы-котла были обернуты берестой, «так как от раскаленных камней курильница, видимо, нагревалась до такой степени, что ее нельзя было взять за ручки голыми руками» (Руденко, 1953).

В Сибирском центре синхротронного излучения Института ядерной физики СО РАН (Новосибирск), на станции элементного рентгенофлуоресцентного анализа был проведен анализ остатков обугленных семян конопли из медной посуды из Второго Пазырыкского кургана, хранящейся в Эрмитаже, а также волос погребенных разного пола и возраста из «замерзших» пазырыкских погребений. Оказалось, что и в тех, и других содержались повышенные концентрации меди. Причиной этого, скорее всего, были пары, содержавшие металлоорганические соединения меди, которые образовывались в результате соприкосновения раскаленных камней с внутренней поверхностью посуды. 

Мумия женщины с татуировкой на левом плече. Ак-Алаха 3, курган 1. Фото М. Власенко

Как показывают современные исследования, вдыхание медной пыли или паров соединений меди вызывает «медную лихорадку», которая проявляется в сильном ознобе, высокой температуре, обильном потоотделении и судорогах в икроножных мышцах. А антагонизм между медью и цинком может играть важную роль в патологических процессах: известно много заболеваний, связанных с нарушением баланса этих элементов в организме. Таким образом легкое наркотическое опьянение пазырыкцев в результате вдыхания паров конопли усугублялось отравлением. 

Нарастание симптомов происходило постепенно. Вызывавшиеся вдыханием паров меди нарушения психики, расстройства функций нервной системы и лихорадка существенно дополняли картину экстатического состояния людей. Усиливавшийся из-за возрастания количества меди дефицит цинка мог способствовать задержке роста, перевозбуждению нервной системы и быстрой утомляемости. В условиях нехватки цинка страдает кожа, отекают слизистые оболочки рта, пищевода, ослабляются и выпадают волосы. Недостаточность цинка может привести даже к бесплодию. 

По результатам проведенного исследования можно предполагать, что у пазырыкцев нередко случались отравления медью. Масштабы этого отравления зависели от широты распространения у них традиции вдыхать конопляные или иные пары над медной посудой под покрывалом из войлока или кожи. 

Рисунки Д. Позднякова

Подробнее об этом

Статьи

Материалы

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!