• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
11412
«Алтайская принцесса» открыла свое лицо
Археология
Художественный портрет и антропологическая реконструкция лица «Принцессы Укока». Автор Д. Поздняков

«Алтайская принцесса» открыла свое лицо

История жизни и смерти получившей широкую известность «принцессы Укока» началась около 2,5 тыс. лет назад на высокогорном плато в южной части Горного Алтая. И продолжается поныне: 6 апреля 2022 г. в горно-алтайском Национальном музее Республики Алтай им. А. В. Анохина состоялась торжественная презентация скульптурного портрета укокской всадницы, созданного на основе 3D-модели черепа с помощью методов антропологической реконструкции российского ученого и скульптора М. М. Герасимова. Спустя почти 30 лет после раскопок погребения пазырыкской культуры загадочная женщина с плато Укок открыла нам свое лицо

Первые пазырыкские погребения с мумифицированными телами были обнаружены еще в середине прошлого века при раскопках на Восточном Алтае. Но лишь в 1993 г. на плоскогорье Укок впервые за более чем столетнее изучение пазырыкской культуры было найдено первое «замерзшее» погребение, где находилась мумия молодой знатной женщины. Это открытие сделала археологическая экспедиция новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Викторовны Полосьмак.

Из всех пазырыкских находок именно женщина, захороненная на Укоке, привлекла наибольшее внимание не только ученых, но и широкой общественности. Это и неудивительно: благодаря вечной мерзлоте лиственничные сруб и плотно запечатанная погребальная колода оказались полностью заполнены льдом, что сохранило не только тщательно забальзамированное тело, но и все предметы из органических материалов, включая ткани, войлок, дерево и кожу, которые сопровождали умершую в загробный мир.

Погребальная камера с колодой, в которой лежит мумия женщины, в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3. В настоящее время мумия хранится в Национальном музее Республики Алтай им. А. В. Анохина

Эту молодую женщину похоронили одетой в типичный для пазырыкцев костюм: рубаху, шерстяную юбку, подпоясанную шнуром с кистями, и длинные войлочные сапоги-чулки. Но ее рубаха оказалась сшитой из привозного дикого шелка, шею украшала покрытая золотой фольгой деревянная гривна с фигурами крылатых барсов, уши – крохотные золотые колечки, а высокий головной убор-парик – 14 фигурок, вырезанных из кедра птиц.

На особый статус погребенной женщины указывали не только редкие, чужеземные вещи, но и сам одинокий курган, стоящий на видном месте в речной долине, а также «сопутствующее» захоронение мужчины и трех верховых коней, размещенное на перекрытии основного погребения. Об этом же свидетельствовал и уровень мумификации ее тела – с максимальным количеством операций, как у мумифицированных тел, погребенных в «царских» курганах Пазырыка.

Шерстяная юбка, шелковая рубаха, войлочный колпак, каменное блюдце, наполненное обугленными семенами кориандра, женский головной убор-парик – все эти вещи были обнаружены в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3. Музей ИАЭТ СО РАН (Новосибирск)

Трагические подробности жизни и смерти той, что была похоронена в этом «нетипичном» погребении, удалось узнать с помощью томографического исследования ее мумифицированных останков, которое было проведено спустя два десятилетия после обнаружения. Это получилось благодаря уникальной методике консервации, разработанной Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биомедицинских технологий (Москва), которая позволила сохранить мумию в том виде, в котором ее нашли при раскопках.

Руки и плечи женщины покрывала искусная татуировка в виде образов реальных и фантастических животных, характерных для изобразительного ряда пазырыкской культуры. Курган 1, могильник Ак-Алаха-3

Обследование выявило признаки тяжелой патологии, которая, очевидно, и стала причиной летального исхода. В детском или юношеском возрасте эта женщина переболела остеомиелитом, а позже ее настигло другое, уже смертельное заболевание – рак груди, которым она болела последние годы жизни. А серьезная прижизненная травма (вероятно, результат падения с лошади), полученная незадолго до смерти, еще более усугубила ее тяжелое состояние.

Что же заставляло людей заботиться о тяжелобольной соплеменнице, а потом похоронить ее так, как очень редко хоронили женщин в этом обществе – с большими почестями? СМИ окрестили ее «Алтайской принцессой», но одинокий и хорошо заметный курган, судя по этнографическим свидетельствам, характерен скорее для шаманок и служительниц культа. И это предположение, основанное на археологических фактах, подтверждают результаты томографического исследования мумии.

В нижней половине затылочной части черепа мумии женщины из могильника Ак-Алаха-3 имеется трепанационное отверстие диаметром около 4,5 см, через которое был удален головной мозг.  Кости лицевого черепа между обеими глазницами и носовой полостью соединяет зазубренное отверстие, через которое могли удалить глазные яблоки и слизистые оболочки

В многочисленных этнографических источниках говорится, что «рождению» шамана должна предшествовать долгая болезнь человека. Видимо, это утверждение справедливо и в отношении женщины с Укока: в ее призвании была «виновата» продолжительная изнуряющая болезнь, которая расширяла способности к медитации и вынуждала к особому аскетическому поведению. При этом она должна была обладать и выдающимися личными качествами, что и сделало ее «избранницей духов».

За последние годы о загадочной женщине с Укока удалось узнать очень много, однако ее внешний облик до недавних пор не был восстановлен. Антропологическую реконструкцию затруднял тот факт, что некоторые части ее черепа покрывают остатки мягких тканей, к тому же он был деформирован под давлением замерзшей воды, не говоря уже о повреждениях в результате посмертной трепанации.

Научная реконструкция лица женщины пазырыкской культуры из могильника Ак-Алаха-3 (Горный Алтай). Автор Д. В. Поздняков (ИАЭТ СО РАН, Новосибирск). Фото И. Осинцева

И вот спустя почти 30 лет после открытия уникального погребения П. В. Чистякову, сотруднику лаборатории «ЦифрА» ИАЭТ СО РАН, удалось провести трехмерное сканирование черепа «Алтайской принцессы». На 3D-принтере была распечатана модель черепа, на основе которой канд. ист. наук Д. В. Поздняков создал скульптурный портрет. В своей работе он руководствовался методикой М. М. Герасимова, создателя российской школы антропологической реконструкции.

Теперь мы наконец можем увидеть, как выглядела в реальности молодая пазырыкская женщина, уже ставшая легендой. По заключению антрополога, д-ра ист. наук Т. А. Чикишевой, она является представительницей древнейшего палеосибирского антропологического типа, происхождение которого, как и его историческая судьба, остается открытым.

Фото И. Осинцева

…Вспоминая о незабываемых днях на Укоке, Наталья Полосьмак напишет: «Как сказала моя алтайская подруга, этнограф по профессии, “если бы Она не захотела, ты бы никогда ее не нашлаˮ. И я согласна с ней. Но если Она захотела, то для чего? …Она появилась, чтобы рассказать что-то важное для нас, и надо только понять, как можно услышать этот рассказ о ней самой, о ее культуре и времени».

Подробнее об открытиях на плато Укок читайте в журнале «НАУКА из первых рук»:

Полосьмак Н. В. Другая археология. Пазырыкская культура: моментальный снимок, 2015 г. Укок

Полосьмак Н. В. Укокский дневник

Полосьмак Н. В. Жизнь и смерть «Алтайской принцессы»: путь к небесным пастбищам

Летягин А. Ю., Савелов А. А. Жизнь и смерть «Алтайской принцессы»

Мумия продолжает открывать свои тайны

Полосьмак Н. В. Двадцать лет спустя

А также в книге:

Полосьмак Н. В. Баркова Л.Л. КОСТЮМ и ТЕКСТИЛЬ пазырыкцев Алтая (IV – III вв. до н. э.) // Новосибирск: «Инфолио». 2005. 232 с.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!