12080
«Эффект победителя», или Как превратить неудачника в лидера
Физиология
Визуализация проводящей системы (нервных волокон) мозга мыши. Диффузионная тензорная магнитно-резонансная томография.

«Эффект победителя», или Как превратить неудачника в лидера

У большинства видов позвоночных животных существует система социальной иерархии, определяющая место той или иной особи в сообществе. Это положение на иерархической лестнице связано с уровнем агрессивности, физической силой, а также упорством в достижении цели. Другими словами, целым спектром качеств, необходимых для победы в противоборстве с себе подобными, будь то драка за добычу или полового партнера. Интересно то, что каждый выигрыш увеличивает вероятность последующего успеха – это явление было названо «эффектом победителя». Считается, что за подобные социальные взаимодействия отвечает префронтальная кора головного мозга, особенно ее дорсомедиальный участок, но лишь недавно ученым удалось открыть конкретный механизм, который формирует победителей.

Чтобы больше узнать об «эффекте победителя», исследователи из Китая провели эксперименты на лабораторных мышах, в которых использовали стандартный поведенческий тест попарного ссаживания. В ходе этого испытания двух самцов запускают с разных сторон в узкую трубку, где они не могут разойтись. Самец может лишь активно нападать на соперника, защищаться в ответ на нападение, либо ничего не делать, отступая под натиском. Победителем будет считаться особь, которая будет стремиться вперед и выгонит соперника из трубки.

С помощью электродов у животных во время тестов регистрировали активность нейронов дорсомедиальной префронтальной коры головного мозга. В результате удалось определить, какие участки коры активируются, когда животное ведет себя как доминант (нападает или активно сопротивляется), т.е. обнаружить нейронную цепь, отвечающую за доминантное поведение. Чтобы подтвердить правильность своих выводов, исследователи попробовали воздействовать на эти группы нейронов с помощью различных методов.

Оказалось, что если в этот участок мозга самцов вводить вещество, блокирующее активность нейронов, то такие особи будут утрачивать доминантное поведение и превращаться в подчиненных. Затем у других самцов с помощью методов оптогенетики, благодаря которым можно воздействием света менять активность нейронов, ученые во время поединков стимулировали зону мозга, участвующую в доминантном поведении. В результате животные-«неудачники» начинали совершать больше активных действий и побеждали противников, которым раньше проигрывали. Более того, после нескольких (не менее шести) поединков, выигранных с помощью такого оптогенетического «допинга», самцы приобретали уверенность и в дальнейшем вели себя как доминанты уже без какого-либо внешнего воздействия. Кроме поединков эти мыши побеждали и в другом социальном состязании, где нужно было бороться за теплый угол в клетке с холодным полом.

На всякий случай исследователи проследили у самцов динамику уровня мужского полового гормона тестостерона и мышечной силы, но выяснилось, что эти показатели во время экспериментов практически не менялись. По-видимому, речь идет именно о формировании «привычки побеждать», в основе которой лежит укрепление связей между определенными участками мозга.

Не исключено, что подобный механизм может лежать в основе личностных качеств и у человека. Ученые надеются, что эти данные в конечном итоге будут полезны при разработке психологических тренингов, а также стратегий терапии и психологической помощи людям с расстройствами социального взаимодействия.

Фото National Institute of Neurological Disorders and Stroke (NINDS) https://commons.wikimedia.org