1912
Безопасная дородовая диагностика: руками не трогать
Медицина
Клетки крови – эритроциты. Цифровая голографическая микроскопия (DHM)

Безопасная дородовая диагностика: руками не трогать

Многие женщины во время беременности проходят пренатальную (дородовую) диагностику, чтобы узнать, нет ли у эмбриона генетических дефектов, а заодно узнать пол будущего ребенка. Большинство методов такой диагностики относится к «инвазивным», т.е. представляют собой небольшое хирургическое вмешательство, в ходе которого берется проба материала из ворсинок внезародышевой оболочки плода или окружающей его амниотической жидкости. Такие процедуры могут нанести вред эмбриону и матери, спровоцировать выкидыш. Поэтому сейчас активно ведется разработка и внедряются в практику безопасные неинвазивные варианты пренатальной диагностики.

Разработка неинвазивных пренатальных тестов базируется на том факте, что в крови матери присутствуют фрагменты ДНК или даже целые клетки развивающегося плода. Их можно выделить из крови и исследовать. Проблема в том, что этих «свидетельств» в крови очень мало, при том что фрагменты ДНК могут быть очень короткими, что затрудняет анализ. Из целых клеток, содержащих полный геном, можно «вытащить» массу полезных сведений, но, по мнению ученых, ни один из имеющихся на сегодня методов выделения клеток не является эффективным в данном случае. Ведь число эмбриональных клеток в 1 мл крови матери не превышает 6 штук, а ее собственных достигает 109!

«NanoVelcro», разработка американских и китайских ученых, исходно предназначалась для обнаружения циркулирующих в кровотоке опухолевых клеток, которые также находятся там в малых количествах. Это микрофлюидное устройство имеет систему микроканалов, на которых иммобилизованы антитела к белкам-маркерам клеток, которые требуется выделить. Для этого достаточно лишь пропустить через систему несколько миллилитров крови, после чего клетки, связавшиеся с антителами, можно извлечь и исследовать.

Это устройство можно использовать и для поиска клеток эмбриона. Внимание ученых привлекли циркулирующие в крови клетки трофобласта – слоя зародышевых клеток, из которого развивается плацента, связывающая эмбрион с материнским организмом. Эти клетки несут на своей поверхности белки-биомаркеры, по которым их можно надежно отличить от других клеток.

Ииммобилизовав в микроканалах «NanoVelcro» соответствующие антитела, ученые выделили и проанализировали клетки плода у нескольких беременных женщин. Оказалось, что метод работает, а результаты анализа совпадают с данными, полученными другими способами.

Конечно, неинвазивные тесты для пренатальной диагностики разрабатывает не одна исследовательская группа. Подобную систему, потенциально пригодную как для «поимки» раковых клеток, так и эмбриональных, создают, в частности, и в Новосибирске. Можно надеяться, что такая диагностика когда-нибудь будет использоваться повсеместно и позволит выявлять генетические дефекты плода на самых ранних сроках беременности, когда есть время принять необходимые меры.