Этим пожилым обезьянам могут позавидовать многие российские пенсионеры
Старый бабуин. Фото Andrea Bohl с сайта Pixabay

Этим пожилым обезьянам могут позавидовать многие российские пенсионеры

Почти всю свою жизнь 23-летний яванский макак Буш прожил в лаборатории Принстонского университета (США), где «работал» подопытным животным. В 2017 г. «заслуженную» обезьяну, с которой у сотрудников сложились теплые отношения, отправили в специальный приют – там Буш впервые увидел небо не через окно. Сейчас в США активно дискутируется вопрос о будущем таких обезьян-«пенсионеров»

Приют для обезьян Peaceable Primate Sanctuary расположился в бывшей усадьбе, раскинувшейся среди кленов и кукурузных полей. Эту некоммерческую организацию основал два десятка лет назад американец Скотт Кубиш, вложив в нее не только специально собранные деньги, но и свои пенсионные накопления.

Часто исследователи в США относятся к таким приютам с подозрением, беспокоясь насчет качества медицинского ухода за животными или опасаясь, что ими руководят «зеленые», которые потом разворачивают в прессе компании против использования животных в лабораторных экспериментах. Что касается Peaceable Primate Sanctuary, название которого можно перевести как «Мирный приют примата», то в его штате всегда работают как минимум три опытных сотрудника по уходу за животными. Сам же Кубиш не позволяет себе негативных отзывов об исследованиях с использованием обезьян. Оба эти обстоятельства определяют доверие к приюту со стороны научных организаций, которые хотят поместить в него своих животных.

В приюте обезьяны живут в одиночку или парами в помещениях, где есть качели и игрушки. На придомовой территории оборудованы игровые площадки, где обезьян ждут комплексы для лазанья, включая веревки-«лианы», и шары, наполненными лакомствами. Попав сюда впервые, Буш почувствовал себя неуверенно и далеко не сразу решился выйти на «улицу», где никогда раньше не был. Но, по словам Кубиша, в конце концов все обезьяны осваиваются в новой обстановке.

Первоначально приют предназначался для содержания бабуинов, но сейчас в нем живут обезьяны разных видов, состарившиеся в лабораториях. В том числе макаки резус, которых часто используют в исследованиях мозга или при тестировании вакцин, а также яванские макаки, на которых обычно проверяется безопасность лекарств. Принстонский и Йельский университеты уже установили с Peaceable Primate Sanctuary партнерские отношения, чтобы отправлять туда состарившихся обезьян вместо того, чтобы усыплять их или переводить на другие проекты. В ближайшее время планируется расширить приют совместными усилиями.

Сейчас в исследовательских центрах США содержится более 100 тыс. обезьян, и проблема их ухода «на пенсию» стоит остро. Все больше ученых заявляет, что для наших ближайших «родственников» такой выход – правильное решение. Но, по мнению других, на первое место нужно ставить потребности не животных, а человека, и старых обезьян можно использовать, например, в исследованиях процесса старения.

Ученые также опасаются, что даже сами разговоры о возможности выхода обезьян «на пенсию» могут в конечном итоге привести к полному запрету биомедицинских исследований на этих животных, как это уже случилось с шимпанзе. Этому может способствовать и то повышенное внимание, которое проявляют к этой теме активисты из обществ по защите прав животных.

С другой стороны, согласно отчету Национальных институтов здоровья США, опубликованному в 2018 г., число обезьян, занятых в научных исследованиях, будет продолжать расти. Это делает вопрос о дальнейшей судьбе обезьян-«пенсионеров» еще более актуальным.