Гормон пролактин снижает «избыточную» агрессивность матерей
Физиология

Гормон пролактин снижает «избыточную» агрессивность матерей

Гормон пролактин известен тем, что отвечает за выработку грудного молока, соответственно, его уровень в организме повышается во время беременности и кормления грудью. Однако у этого гормона есть и другие функции, связанные в основном с размножением, а сейчас ученые доказали его прямое влияние на материнское поведение

Как известно, женщины, как и все самки млекопитающих, готовы подвергнуться серьезному риску, только чтобы защитить своих детей от опасности. Зачастую такая реакция может оказаться чрезмерной – в этом случае мать может напрасно рисковать своим здоровьем и тратить слишком много времени и сил на борьбу не с реальной, а предполагаемой угрозой.

Ученые из Университета Отаго (Новая Зеландия) решили экспериментально выяснить, какие биологические механизмы определяют подобное материнское поведение. Они предположили, что важную роль в них может играть гормон гипофиза пролактин. А поскольку изменения функционального состояния мозга во время беременности у млекопитающих очень похожи, эксперименты были проведены на лабораторных мышах.

Известно, что самки мышей в период лактации становятся более агрессивными, что требуется им для защиты потомства. Также известно, что в формировании агрессивного поведения у представителей обоих полов важную роль играет вентромедиальное ядро гипоталамуса, где расположены нейроэндокринные клетки, отвечающие за интеграцию нервной и эндокринной систем. Клетки этого ядра могут быть одной из мишеней для пролактина.

С помощью методов генной инженерии исследователи изменили структуру рецептора пролактина, чтобы воспрепятствовать его воздействию на клеточные мишени в вентромедиальном ядре мышей. И это привело к росту проявлений агрессивного поведения у лактирующих самок.

Результаты этой работы говорят о том, что пролактин не инициирует у матери избыточное защитное поведение, а, напротив, сдерживает ее агрессию. Как считают авторы, благодаря этому мать меньше отвлекается на происходящее вокруг и уделяет больше времени и сил реальной заботе о потомстве.

Подобные исследования помогают нам лучше понять механизмы регуляции материнского поведения и настроения. И это очень важно, ведь поведенческие расстройства встречаются примерно у каждой пятой «молодой» матери. Примерно с такой же частотой регистрируется и материнская депрессия – комплекс психических нарушений, развивающийся в первый год после рождения ребенка. Причем по некоторым данным те или иные проявления материнской депрессии имеются почти у каждой второй роженицы. И прогресс в нашем понимании действия гормонов на материнскую психику матерей поможет в разработке эффективных способов помощи всем женщинам, страдающим от подобных проблем.

Фото: https://pixabay.com