Австралийский сумчатый волк: возвращение из небытия?

Австралийский сумчатый волк: возвращение из небытия?

«Возвращение из мертвых», а точнее – из вымерших, в приложении к видам животных еще не стало реальностью, но уже близко к этому. И одним из первых таких «возвращенцев» может стать тилацин – австралийский сумчатый волк, который исчез с лица земли около ста лет назад

Число видов сумчатых животных, самыми известными из которых являются кенгуру, медленно, но неуклонно снижается. На сегодня они сохранились почти исключительно на австралийском континенте, а длительная изоляция привела к снижению генетического разнообразия и способности адаптироваться к резким изменениям окружающей среды. Так что «добить» такой вид в принципе нетрудно, и этому может поспособствовать, помимо прочего, деятельность человека.

Когда-то типичными обитателями Австралии были сумчатые волки, или тилацины (Thylacinus cynocephalus), но уже примерно 3 тыс. лет назад они встречались только на о. Тасмания. В XIX в. переселенцы из Европы стали массово охотиться на этих хищников, ставших угрозой птичникам и овечьим отарам. В итоге последний известный представитель сумчатых волков умер в 1936 г. в частном зоопарке в г. Хобарт, столице островного штата Тасмания.

Последний тилацин в зоопарке г. Хобарт. 1933 г.

Взрослый тилацин от носа до кончика хвоста достигал 180 см, и его часто описывали как длинную полосатую собаку. Этот сумчатый австралийский хищник, стоявший на вершине пищевой пирамиды, некогда играл важную роль в стабилизации экосистем этого континента. Сейчас эта роль перешла к вторично одичавшим собакам динго и крокодилам, однако их «компетенций» в этой области явно не хватает.

Те же тилацины могли бы, к примеру, вовремя удалять из популяции больных тасманийских дьяволов. А это позволило бы удержать контроль над распространением среди последних смертельного заразного рака, из-за чего эти животные стоят на грани исчезновения. И если бы сумчатые волки вернулись, они легко могли бы занять свою экологическую нишу, ведь природа Тасмании за последние столетия в целом мало изменилась...

Ученые из Университета Мельбурна (Австралия) уже давно работают над задачей возвращения тилацина. В рамках этого проекта в 2017 г. был расшифрован геном этого хищника, а позже – геномы нескольких ныне живущих близкородственных видов, включая тасманийского дьявола и жирнохвостую сумчатую мышь. Предполагается, что клетки этих сумчатых могут стать «прародителями» клеток тилацина, для чего их ДНК должна будет подвергнуться геномному редактированию.

Сейчас основная задача исследователей – с помощью биоинформатических методов сравнить геномы потенциальных «кандидатов» в тилацина, чтобы найти конкретные области, которые нужно отредактировать на основе его генетических данных. Ведется работа и со стволовыми клетками сумчатой мыши, которая стала модельным объектом для отработки молекулярно-биологических методов с учетом особенностей сумчатых. Все эти методы пригодятся не только для возрождения тилацина, но и для решения задачи сохранения биоразнообразия в популяциях видов сумчатых, находящихся в группах риска.

Следующим шагом станет разработка вспомогательных репродуктивных технологий, подходящих для этих животных, которые нужны для создания эмбриона из стволовых клеток и переноса его в матку суррогатной матери.

Дело в том, что, в отличие от плацентарных животных, эмбрионы сумчатых можно, по-видимому, подсаживать самкам многих близкородственных видов. Более того, суррогатная мать может и вовсе не понадобиться. Поскольку беременность сумчатых длится очень недолго, крохотные детеныши продолжают развитие в материнской сумке, где питаются молоком. Альтернативой может стать искусственное вскармливание – так ученым удастся вырастить плод полностью «в пробирке».

По оценкам исследователей, работа по восстановлению сумчатых волков займет не меньше десятка лет. Об этичности таких разработок и проблемах возвращения в природу вымершего вида можно спорить, но в любом случае технологические достижения в области биологии сумчатых пригодятся для создания биобанка этих животных, что важно для сохранения их разнообразия. В частности, технологии редактирования генома сумчатых можно будет использовать, чтобы придать уязвимым видам животных устойчивость к токсину тростниковой жабы, завезенной в 1935 г. для борьбы с вредителями на сахарных плантациях и ставшей настоящим бедствием для континента.

Подобные исследования помогут понять и генетические основы вымирания видов. А разработка репродуктивных технологий увеличит шансы на выживание редких эндемичных видов – уникальных «свидетельств» эволюции жизни на планете.

Фото: https://commons.wikimedia.orghttps://www.flickr.com