Иррациональное поведение как продукт эволюции?

Иррациональное поведение как продукт эволюции?

Кажется естественным, что любое поведение должно быть максимально выгодным действующему лицу – но на практике люди часто ведут себя нерационально. Почему это так? В недавних экспериментах на мышах было доказано, что характерное для них иррациональное поведение при поиске пищи генетически обусловлено и, вероятно, закрепилось в процессе эволюции как способствующее выживанию

Животных часто представляют существами сугубо рациональными, подразумевая, что им недоступны «высокие материи» – смыла жизни они, к примеру, не ищут. Но наши меньшие братья, как и мы, подвержены разного рода когнитивным искажениям, а их поведение иногда кажется лишенным смысла. Механизмы, лежащие в основе этого явления, не совсем понятны, но, как считают, обусловлены генетически.

Ученые из США провели эксперименты на лабораторных мышах, чтобы понять, каким образом они ищут пищу и какие решения они при этом принимают, а также найти генетические механизмы, которые могут влиять на этот процесс.

Модельная система для поиска пищи представляла собой пространство с имитациями ключевых элементов природной среды, определяющих пищевое поведение мышей в естественных условиях. В нее входил «домик»-укрытие, в окрестностях которого устраивали тайники с кормом, которые голодная мышь могла найти при обследовании территории.

Для анализа полученных поведенческих данных использовали методы машинного обучения. Когда специально созданный алгоритм проанализировал более 1,5 тыс. «походов за едой», он выделил 24 стереотипных модулей поведения, которые вместе с элементами спонтанного поведения складывались в сложные поведенческие шаблоны. И один из них оказался весьма странным: мыши регулярно принимали одно и тоже иррациональное решение.

Дело в том, что всем подопытным животным предварительно давали возможность изучить территорию и узнать, где находится еда. А на следующий день, когда мышь выходила на поиски, еда находилась в другом месте. Удивительно, но даже найдя новый тайник с кормом, животные не торопились обедать: сначала они возвращались туда, где они нашли еду накануне. Казалось, мыши хотели проверить – не упустили ли они чего-нибудь? С точки зрения экспериментаторов, это не имело смысла. Ведь бегая взад-вперед вместо того, чтобы сразу начать есть, мыши в итоге съедали меньше.

Такое поведение могло создавать проблемы в дикой природе. Ученые предположили, что оно каким-то образом может быть связано с памятью. Чтобы убедиться в этом, они изучили роль гена Arc, который регулирует пластичность синапсов (контактов между нейронами, служащих для передачи нервного импульса) и долговременную консолидацию памяти.

Эксперименты на генно-инженерных мышах с «выключенным» геном Arc показали, что его блокировка изменила треть поведенческих модулей. И эти изменения привели к потере «иррациональности»: мыши чаще всего не метались, а сразу ели найденную пищу и, соответственно, потребляли больше калорий. При этом память мышей, как и другие поведенческие привычки, не пострадали.

На основе полученных данных ученые выдвинули новую гипотезу. Сегодня считается, что когнитивные искажения и экономически неоптимальные решения связаны с использованием при принятии решений врожденных эвристик – неосознанных приемов упрощения анализа сложных ситуаций. Но в дикой природе, по мнению исследователей, эти кажущиеся ошибки на самом деле приносили пользу, почему и закрепились в процессе эволюции.

Суть самой гипотезы в том, что регулярная проверка предыдущего местонахождения пищи способствует созданию ментальной «карты». Ведь если пища может появляться и исчезать в разных местах, важно иметь «свежие» знания обо всех этих альтернативных участках. Это может напрямую способствовать выживанию, если животному периодически приходится отказываться от доступной еды из-за рисков, связанных с хищниками или конкурентами. Так что в итоге такое поведение может оказаться вполне рациональным.

Остается открытым вопрос: есть ли генетическая основа у других типов когнитивных искажений, и что управляет процессом принятием решений у людей? Дальнейшее изучение механизмов генетически обусловленных поведенческих «ошибок» важно и с практической точки зрения. Они могут пересекаться с механизмами обсессивно-компульсивного расстройства, для которого характерны навязчивые мысли, образы и повторяющиеся действия, которому подвержены многие люди.

Фото: https://www.pxfuel.com