Искусственные «мини-почки» помогли в поисках препарата для терапии поликистоза почек
Медицина
Развивающаяся почка мыши. © CC BY 4.0/Valerie P. I. Vidal and Andreas Schedl

Поликистоз почек (довольно распространенное генетическое заболевание) обычно достигает терминальной стадии к возрасту 50–60 лет, после чего больным требуется постоянный диализ либо трансплантация почки. Изучив механизмы развития этой болезни на почечных органоидах, приживленных лабораторным мышам, ученые предложили новый метод терапии поликистоза почек у человека

При поликистозе в почках появляются и постепенно увеличиваются в размерах множественные патологические полости, заполненные жидкостью, – кисты. Различают аутосомно-рецессивный (редкую врожденную аномалию с плохим прогнозом) и аутосомно-доминантный поликистоз почек (он характерен для взрослых, когда кисты представляют собой выпячивания стенок почечных канальцев). Вторым типом заболевания страдает примерно один человек из тысячи.

При аутосомно-доминантном поликистозе выделительная функция почек сохраняется на протяжении длительного времени. Однако болезнь прогрессирует, кисты увеличиваются, разрушая здоровую почечную ткань. После наступления терминальной стадии заболевания пациенту необходимы либо регулярные процедуры диализа (принудительного выведения из организма продуктов жизнедеятельности), либо трансплантация донорской почки, получить которую очень непросто. Что касается медикаментозной терапии, то существует препарат толваптан, способный замедлить угасание функции почек, но он очень дорогой и оказывает серьезные побочные эффекты на печень.

Тяжелая патология поликистозных почек. Продольное сечение. PHIL. Public Domain

Для поиска способов эффективного лечения пациентов с поликистозной болезнью почек требовалась хорошая модель, позволяющая детально изучить молекулярные механизмы ее развития. Такую модель удалось создать команде под руководством ученых из Наньянского технологического университета (Сингапур). Для этих целей исследователи использовали так называемые почечные органоиды – трехмерные органоподобные структуры, выращенные из плюрипотентных стволовых клеток, полученных из «перепрограммированных» клеток кожи пациентов с поликистозом почек. Когда ученые приживили такие «мини-почки» лабораторным мышам, в них спонтанно развились кисты, а у животных стали наблюдаться все характерные симптомы заболевания.

Известно, что при поликистозе почек нарушается работа ресничек, покрывающих поверхность клеток эпителия почечных канальцев. В норме эти поверхностные образования принимают различные внеклеточные сигналы, в том числе они чувствительны к току мочи. Неверное восприятие таких сигналов в конечном итоге ведет к развитию кист. Ранее была установлена и связь между плохой работой ресничек и рядом метаболических изменений в клетках, включая нарушение аутофагии – «поедания» клеткой различного внутриклеточного «мусора», такого как ненужные макромолекулы и поврежденные органеллы.

Используя мышиную модель с приживленными «мини-почками», исследователи доказали, что восстановление нормальной аутофагии снижает тяжесть поликистозной болезни. Затем они протестировали 22 препарата, известные своим влиянием на конкретные клеточные механизмы, и обнаружили, что один из них – активатор аутофагии миноксидил – эффективно ослабляет образование кист в почечных органоидах.

Миноксидил обладает сосудорасширяющим свойством, благодаря чему его используют для лечения гипертонии, а при местном применении – еще и в качестве косметического средства, способного замедлить или остановить выпадение волос и стимулировать рост новых волосяных фолликул. Давно доказанная клиническая безопасность миноксидила позволит быстро провести клинические испытания, а в случае их успеха – разрешить его применение для лечения пациентов с поликистозной болезнью почек.

Публикации по теме:

Эстафета жизни. Об этических и организационных проблемах трансплантологии в России

Органы «из пробирки»

Клеточная экзотика в России