Имунные клетки испытывают новое оружие против холестериновых бляшек
Медицина
Макрофаг мыши протягивает свои псевдоподии к «добыче»

Имунные клетки испытывают новое оружие против холестериновых бляшек

Ученые регулярно пытаются научить нашу иммунную систему работать лучше, выполнять задачи, с которыми она не справляется, например, уничтожать опухоль, атакуя раковые клетки. Исследователи из Школы медицины Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) обнаружили способ повысить эффективность клеток иммунной системы – макрофагов в борьбе с атеросклеротическими бляшками. Атеросклероз – хроническое заболевание, при котором видоизменение стенок кровеносных сосудов приводит к сужению их просвета и затруднению доступа крови к органам. В результате развиваются такие серьезные заболевания как ишемическая болезнь сердца или инсульт. Методы лечения атеросклероза существуют, но все они несовершенны, и разработка более эффективных и безопасных вариантов коррекции этого заболевания продолжается.

Начало развития атеросклероза связывают с возрастанием в крови уровня холестерина, который вызывает в стенке сосуда изменения, привлекающие макрофагов – это подвижные иммунные клетки, способные захватывать и переваривать патогены, а также утилизировать разнообразный биологический «мусор», включая погибшие клетки или излишки липидов. Однако в данном случае макрофаги с проблемой не справляются, нарастает воспалительный процесс, привлекая все новых макрофагов; во внутренний слой артерий прорастают гладкомышечные клетки, постепенно формируются и растут атеросклеротические бляшки.

Неравный бой с бляшкой не проходит для макрофагов даром: в них нарушается один из видов программируемой клеточной гибели под названием аутофагия. Это процесс утилизации клеткой своих собственных органелл или макромолекул путем переваривания их в лизосомах, специальных органеллах, содержащих гидролитические ферменты. Это значит, что с одной стороны, макрофаги со сниженной способностью утилизировать накапливающиеся в них цитотоксические белки чаще совершают клеточное самоубийство – апоптоз. С другой стороны им становится труднее выполнять свою прямую функцию, так как лизосомы используются и для фагоцитоза, с ними сливается вакуоль с захваченным объектом, и переваривание происходит в образовавшейся структуре – фаголизосоме.

Ученые, поставив эксперименты на мышах с атеросклерозом, обнаружили, что атеросклеротические бляшки уменьшаются при введении углевода трегалозы. Если у контрольных мышей размер бляшек в аорте в среднем был 0,35 мм2, то у получавших трегалозу – 0,25 мм2, то есть, примерно на 30% меньше. Трегалоза состоит из двух глюкозных остатков, связанных гликозидной связью, грубо говоря, из двух молекул глюкозы. Это вещество природного происхождения считается безвредным и используется как вспомогательный компонент лекарственных препаратов и как подсластитель.

Известно, что трегалоза стимулирует аутофагию. Правда было непонятно, как именно она это делает. Сейчас выяснилось, что трегалоза активирует в макрофагах фактор транскрипции TFEB, регулирующий активацию генов, белковые продукты которых вовлечены в процесс аутофагии. Результат – активация аутофагально-лизосомальной системы макрофага, которому становится проще переваривать и чужеродные патогенные частицы и очищать себя от скапливающегося внутриклеточного «мусора». Теперь он может эффективнее бороться с бляшками.

К сожалению, трегалозу можно использовать только в виде инъекций, потому что в пищеварительном тракте она расщепляется ферментом трегалазой на две молекулы глюкозы. Но ученые ищут способ заблокировать работу этого фермента, чтобы трегалозу было можно принимать внутрь.

Фото: https://en.wikipedia.org